«Тума́нность Андроме́ды» — социально-философский научно-фантастический роман Ивана Ефремова. Роман стал первым в «космическом цикле» произведений И. Ефремова о будущем планеты Земля, вошедшей в состав галактического содружества цивилизаций — «Великого Кольца»
Роман состоит из двух сюжетных линий.
Первая линия сюжета: рассказывает о 37-й звёздной экспедиции звездолёта «Тантра», несколько лет находившегося в межзвёздном пространстве, под началом командира корабля Эрга Ноора. Выполнив все задачи своей экспедиции к планете Зирда в созвездии Змееносца, которая погибла от радиационного излучения в результате «неосторожных опытов» местной цивилизации с ядерной энергией, звездолёт возвращается к Земле.
Случайно, на расстоянии всего двух световых лет от Солнца, земной звездолёт оказывается в опасной гравитационной близости от неизвестной ранее тёмной звезды, светящей лишь в инфракрасном диапазоне (героям романа такие звёзды известны под названием железных звёзд, что не совсем совпадает с современным пониманием этого термина). Экипаж звездолёта предпринимает срочные попытки предотвратить катастрофу «Тантры». В результате, командир звездолёта «Тантра» Эрг Ноор производит его посадку на планету в системе этой «Тёмной звезды». Сканирование поверхности планеты обнаруживает там ещё два звездолёта. Первый из них — пропавший много лет назад земной звездолёт «Парус» из 34-й экспедиции к Веге, второй — «дисковый звездолёт»: «спиралодиск» неизвестной цивилизации. Экипаж «Тантры» сталкивается с местной медузообразной формой жизни. Попытка исследования «спирало диска» заканчивается драматически: молодой астр навигатор девушка Низа Крит, спасая жизнь своего любимого, Эрга Ноора, подвергшегося нападению представителя местной фауны, получает опасную для жизни травму. Звездолёт «Тантра», после тяжёлых приключений, возвращается на родную базу в Солнечную систему, на планетоид Тритон.
Вторая линия сюжета: примерно, в это же время, на планете Земля, у Дара Ветра, заведующего Внешними Станциями, обнаруживается серьёзная психологическая болезнь — «приступы равнодушия к работе и жизни». Будучи не в состоянии справляться со своими обязанностями, он принимает приглашение своей подруги историка Веды Конг, поучаствовать в археологических раскопках кургана скифов в приалтайских степях. Тяжёлый физический труд избавляет Дара Ветра от болезни, а дружеские чувства к Веде перерастают в любовь. Любимая женщина Дара Ветра, Веда, ожидает возвращения из космоса командира звездолёта «Тантра», Эрга Ноора, а Дар Ветер, не находя выхода из сложившейся ситуации, отправляется на титановые рудники в Южную Америку.
Одновременно, физик Рен Боз совершил научное открытие нуль-пространства, которое позволило бы путешествовать быстрее скорости света и свободно достичь звезды Эпсилон Тукана. Для проверки теории ему необходимо провести рискованный эксперимент планетарного масштаба, который не получает санкции соответствующего Совета планеты Земля. Несмотря на запрет, Мвен Мас, сменивший Дара Ветра на посту заведующего Внешними Станциями, помогает Рену Бозу, совершая, таким образом, должностное преступление. Эксперимент завершается катастрофой: Рен Боз тяжело ранен, орбитальная установка «Спутник 57» разрушена; добровольцы, участвовавшие в эксперименте, погибли
Мвен Мас раскаивается в своём поступке и добровольно удаляется в изгнание на Остров Забвения — место для преступников и убежище для тех, кто желает скрыться от общества или жить, как в прежние времена. Там он оказывается вовлечённым в потасовку с Бетом Лоном по прозвищу Бык — сильным и энергичным, но совершенно безжалостным к чужим страданиям и переживаниям человеком, думающим только об удовлетворении своих потребностей: Бык преследовал девушку Онар из пятого посёлка, и Мвен Мас за неё заступился.
Бет Лон — бывший математик, проводивший эксперименты с параллельными измерениями . Академия пределов знания нашла ошибку в построениях Бета Лона при экспериментах с исчезновениями предметов, но Бет Лон хотел доказать свою правоту и перешёл к экспериментам с людьми. Он отправил несколько добровольцев в другое измерение, но их судьба осталась неясна, никаких сообщений от них не поступило. Бета Лона осудили и изгнали, сначала — 10 лет на Меркурии, а затем на этом Острове Забвения.
Во время потасовки Мвен Мас призывает Бета Лона вернуться в сообщества людей, но тот отвечает смехом и уходит. Однако когда на Мвена Маса нападают тигры, к нему на помощь неожиданно приходит Бет Лон; их спасают всадники с гранатомётами («работники истребительного отряда»). Бет Лон скрывается в чаще леса.Тем временем собирается Совет Звездоплавания, на котором происходит частичное оправдание эксперимента Рен Боза, доказавшего факт наличия нуль-пространства. В результате Рен Боз полностью оправдан, а Мвен Мас лишён права занимать ответственные должности, но освобождён от ссылки на Остров Забвения. Обсуждают на Совете и результаты 37-ой звёздной экспедиции Эрга Ноора, обнаружившей обломки дисколёта «внегалактического происхождения». Обсуждается 38-ая звёздная экспедиция к планете Ахерона.
Перед этим, окончательно разрешаются намеченные ранее любовные противоречия: Дар Ветер, восстановив уничтоженный в результате эксперимента Рен Боза «Спутник 57», остаётся с Ведой Конг, а Эрг Ноор с Низой Крит отправляется в санаторий «Белая Заря» на Земле Грахама. Затем Эрг и Низа летят на звездолёте «Лебедь» к Ахернару. Земляне получают сигнал из галактики (туманности) Андромеды, где видят спиралодиск, аналогичный тому, что экспедиция Эрга Ноора обнаружила в системе Железной Звезды.
Эта иллюстрация сделана по роману Ефремова "Туманность Андромеды". Показывает момент, когда экипажу звездолёта пришлось сесть на планету у железной звезды и там они обнаружили корабль своих собратьев, но сам экипаж исчез по невыясненным причинам.
Отрывки из романа, которые описывают этот момент.
"«Тантра» нацелилась прожекторами. Теперь совершенно отчетливо стал виден звездолет первого класса. Покрытие его носовой части из кристаллически перестроенного анизотропного иридия сверкало в лучах прожектора как новое. Около корабля не было видно временных построек, не горело никаких огней – темный и безжизненный стоял звездолет, никак не реагируя на приближение собрата. Лучи прожекторов пробежали дальше, сверкнули, отразившись, как от синего зеркала, от колоссального диска со спиральными выступами. Диск стоял наклонно, на ребре, частично погруженный в черную почву. На мгновение наблюдателям показалось, что за диском торчат какие-то скалы, а дальше сгущается черная тьма. Там, вероятно, был обрыв или спуск куда-то на низменность…"
"В конце светового пути возвышался огромный корабль. Полтора километра показались необычайно длинными от нетерпения и от жестокой тряски неуклюжих скачков по неровной, усеянной мелкими камнями почве, сильно нагретой черным солнцем.
Сквозь толстую атмосферу, изобилующую влагой, звезды просвечивали бледными, расплывчатыми пятнами. Вместо сияющего великолепием космоса небо планеты передавало лишь намеки на созвездия. Их красноватые тусклые фонарики не могли бороться с тьмой на почве планеты.
В окружающем глубочайшем мраке корабль выделялся особенно рельефно. Толстый слой боразоно-циркониевого лака местами истерся на обшивке. Вероятно, звездолет долго странствовал в космосе."
"Вскоре две автоматические тележки для универсальных перевозок и дорожных работ, сцепленные вместе, принялись выравнивать дорогу между звездолетами. Мощные кабели протянулись по обеим сторонам намеченного пути. У обоих звездолетов установили наблюдательные башенки с толстыми колпаками из силикобора. В них сидели наблюдатели, посылавшие время от времени вдоль пути веера смертоносных жестких излучений из пульсационных камер. Во все время работы не угасал ни на секунду свет сильных прожекторов. В киле «Паруса» открыли главный люк, разобрали переборки и приготовили к спуску на тележки четыре контейнера с анамезоном и тридцать цилиндров с ионными зарядами."