История деревни Осиновка
Деревня Осиновка есть на старых картах Козульского района, есть она и в воспоминаниях наших земляков опубликованных в газете Авангард. Но статья «Забытое гнездо» Леонида Шабалина от 21 мая 1997 года как-то по особенному трогает душу и мысли, читая его повествование и сразу окунаешься в свои воспоминания о детстве, не знаю может это потому, что раньше у всех в деревнях было как бы все одинаковое, одни и те же игры, шалости, традиции. Его статья вышла в пяти номерах газеты, а это уже небольшое произведение, и читается оно как маленькая повесть. Ну это вступление, а главная наша цель - рассказать еще об одной деревне, деревне Осиновка, которая была на карте нашего района, и исчезла как много других, но эти деревни не исчезли из нашей памяти. Материала об этой деревне очень мало, но мы радуемся и этому и надеемся, что наши архивы будут пополнятся.
Историю сами придумать мы не можем, берем материал из книг, газеты Авангард, и воспоминаний жителей, в этой статье будут выдержки из публикации Леонида Шабалина «Забытое гнездо».
Деревня Осиновка образовалась в 1900-1902 году. «Осиновка стояла на высоком удобном месте. Деревню любили, бережно к ней относились. Деды и отцы дома ставили широко, стройными улицами. В палисадниках у каждого – черемуха и рябина, а кто кедр или березку обихаживал.
Но по «троицам» принято было втыкать небольшие, только распустившиеся березки вдоль каждой улицы. Среди них водили хороводы, плясали под гармошку с балалайкой. Уставали от песен, плясок - девчата шли венки плести, а парни лаптой охлаждались. Но подобные праздники были редкими. Осиновка хоть и считалась глухоманью, всегда резко отличалась от Козульки чистотой своих улиц, крепкими дорогами подле деревни.»
В страницах истории нашего района есть такие населенные пункты через которые прошла гражданская война. Это был сложный период в истории нашей страны.
«...И по Осиновке прокатилась гражданская война – Колчак прошел через нее, оставив красным семьям слезы. Рядом с кладбищем есть братская могила расстрелянных беляками красноармейцев и помогавших им односельчан.
Но особенно колотнула Осиновку война. Лишь полдюжины мужиков вернулись с нее. Вспоминаю соседей – Пашу Горошко и дядю Ваню Левченко, оставшихся на войне без ног и постоянно покупавших в складчину пару сапог на двоих.
Осиновка слыла в округе интернациональной, дружной семьей. Литовцы, латыши, эстонцы, немцы, калмыки, чуваши, украинцы, цыгане...Четырнадцать национальностей!» И все они тоже вносили свой вклад в Победу. Бабка Прасковья Антоновна, не раз говаривала в лихую годину, что надо было не девять, а девятнадцать детей ей родить, чтобы быстрее справиться с нечестью.
ТИМОШЕНКО АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВНА С ВНУЧКОЙ
С большой теплотой автор отзывается о бабе Шуре Тимошенчихе, Александре Григорьевне Тимошенко, в народе «Сандра», которая во время войны взвалила на свои плечи груз председателя колхоза. Люди старой закваски, прошедшие серьезные жизненные испытания, очень крепки и подвижны. Участь им досталась горькая, а если к тому добавить войну, потери на ней любимых и близких, да суровый сибирский климат, то некрасовский образ женщины русской деревни бледнеет против образа женщин - сибирячек.
«Молодежь подрастали, разлетались по разным местам. Понимали, что надо уезжать, а до конца не осмысливали – для чего. А ведь лучше родного края ничего на свете нет. А если кого уносило в далекие места, то Красноярье становилось самым красивым местом на белом свете, с его Енисеем, Каном, Чулымом и конечно Кемчугом!»
ГОРОШКО МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ
ВАСИЛЬЕВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ
ГОРОШКО ПОЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА
ТИМОШЕНКО КЛАВДИЯ НИКОЛАЕВНА
КОРНЕВА ЕЛЕНА ПЕТРОВНА
Слева направо
Баженова Таня с детьми Валя и Вова, Тимошенко Александра, Горошко Михаил, Якушина Пана с внуком Виктором, Судаков Николай, Корнева Мария, Горошко Мария с Шабалиной Людой, Васильева Надежда.