Через деревню по улице Центральной на западном берегу реки, а далее по улице Заречной на восточном берегу проходила трасса старинного Московского тракта, а сам посёлок был образован вокруг переправы через реку Кемчуг.
Среди дремучих лесов на правом берегу большой реки у острогов Саянских гор ссыльные люди одними топорами валили вековые сосны, лиственницы и на их пнях без единого гвоздя построили двухэтажный дом. От этого дома почти четыре века назад и взяло начало село Большой Кемчуг. Фотография этого дома находится в краеведческом музее. Но в селе этого здания уже не сохранилось.
Население быстро росло. Для многих это стало конечным пунктом ссылки, а многие добровольно приезжали целыми семьями. Строились основательно, на века. Благо, лес рядом. С правого берега стал ходить паром. Появилось семь двухэтажных домов. Некоторым тесно стало в селе, захотелось еще большего простора. Так возникли заимки. Заимки назывались по фамилиям хозяев. Это Еланские, Сурковские, Гурьяновские, Чудиновские, Шмелевские. Шмелевы на заимке жили только летом, на зиму перебирались в село. Остальные постоянно жили на заимках, в село же приезжали только на праздники.
Они сеяли хлеб, разводили скот, держали лошадей. Еланцев Дмитрий Михайлович имел большую пасеку. В селе пасека была у Сахарова Федора Васильевича и Безгачева Андрея Николаевича.
В горячую пору уборки урожая и сенокоса на помощь приходили родственники из села. Некоторые нанимали работников. В остальное время работы выполнялись только своей семьей.
Осенью со всех заимок и соседних деревень в село тянулись обозы с хлебом, сдавали купцу Сахарову. Зерно ссыпали в магазин (мангазею?). Это такое длинное здание, построенное на сваях для того, чтобы не могли попасть грызуны. В магазине, который принадлежал ему же, покупали все необходимое для дома.
Осенью же шли обозы на мельницу, которую содержал Ляхов Данила Антонович. Для грубого помола ставили одни жернова, для более мелкого или как тогда говорили на «крупчатку»-другие. Позднее ставились жернова для помола черемухи. Черемуху сушили вместе с бояркой и привозили молоть мешками.
Свое имя село получило от названия реки. Говорят, что еще татаро-манголы назвали речку «большая вода». Конечно, на их языке это звучало совсем по другому, но вероятно чем-то отдаленно напоминало слово «Кемчуг» Вот отсюда и получило село свое название «Большой Кемчуг» Есть еще Малый Кемчуг и станция Кемчуг.
Народ, который поселился в селе называли «чалдонами» Вероятно, потому что приехали они в основном с вольного дона и речки Чала. Хотя «чалдонами» называли бродяг и каторжников. Так и так это правильно. Чалдоны – это был дружный и приветливый народ.
С ближайших деревень: Дубровка, Можары, Антоновка, Близневка, Октябревка, Малиновка, Ибрюль в село по праздникам съезжались люди в церковь. Осенью из этих деревень шли в Кемчуг обозы с хлебом. Сейчас от этих деревень остались только одни названия.
Колхоз в селе был организован в 1929 году. Первым председателем колхоза был Путинцев. Говорят, что он был очень умным, грамотным человеком. Никаких конфликтов в связи с организацией не было. Купец посадив семью на телегу тайно ночью покинул село, все оставив колхозу. Его предки сейчас живут в г. Красноярске. Батюшку и учителя увезли в район. О их судьбе ничего не известно. Люди с заимок переехали в село вместе с семьями и хозяйством. Лишний скот и сельхоинвентарь ( у кого был) сдали. Организовано было три полеводческих бригады. С ранней весны до глубокой осени мужчины находились на полевых станах. Землю пахали на лошадях – дело привычное. Только теперь все стало общее. А доход распределялся по трудодням. Первым бухгалтером был Проскурин.
Колхоз считался зажиточным. Было большое стадо дойных коров. Телятник, свинарник, овчарня, конюшня, где содержали рабочих лошадей. Был и птичник, своя пекарня, пимокатная.
Главным пимокатом был Рогачев Филипп Макарович со своей дочерью Пономаревой Любовью Филипповной. Овощеводческая бригада выращивала овощи: сажали картошку, капусту, огурцы.
Звеньевой была Комарова Анна Николаевна. Овощеводы во время полевых работ помогали в поле. Бесплатные обеды готовили для рабочих и для детского сада.
Было организовано три пасеки. Самая большая за Дубровкой. Главный пасечник Сахаров Федор Васильевич. Помощник Еланцев Дмитрий Михайлович. Вторая на берегу реки Березовой в трех километрах от Кемчуга - пасечник Безгачев Андрей Николаевич.
Церковь Спасителя и Чудотворца Николая
В декабре 1836 года епископу Томскому и Енисейскому Агапиту было подано прошение жителей ряда деревень Чернореченской волости Ачинской округи о дозволении открытия нового прихода и строительства в Большекемчугском селении каменной церкви во имя Николая чудотворца. Резолюцией епископа Агапита от 14 декабря 1836 года было предписано Красноярскому духовному правлению произвести необходимое «следствие» в порядке, установленном еще указом Синода 1722 года. При этом епископом указывалось «сведения предусмотреть доложить немедля» с приложением плана, фасада и сметы новой каменной церкви. Помимо отмеченного выше указа Синодом в разное время специальными распоряжениями в целях недопущения «лишних» приходов, устанавливались особые требования к открытию новых приходов. Так, в сентябре 1778 года Синодом было повелено давать согласие «на построение вновь церквей при таких селениях, в коих приходских не менее ста дворов быть имеет, и те селения от приходских своих церквей в разстоянии не ближе двадцати верст находятся».
В марте 1795 года Синодом было постановлено «села где вновь церкви к строению назначены будут, то в тоих селениях имелось мужеска полу не щитая женского на каждый дом по четыре души и чтоб под кладбище новой церкви так и под селитьбу отведена должна быть земля». Опрос жителей Большекемчугской деревни, произведенный по указу Красноярского духовного правления в апреле 1837 года, показал, что они «единогласно изъявили желание выстроить среди селения новую каменную церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая собственным кочтом». Для обеспечения будущей стройки денежными средствами жителями Большекемчугской деревни была высказана готовность пожертвовать в пользу церкви принадлежащий им перевоз через реку Кемчуг, протекавшую через селение. Для будущего причта большекемчугские крестьяне «в полной мере были согласны отвести из дач своих…узаконенную пропорцию земли самой лучшей и удобной и сколько возможно ближайшей к самому селению». Кроме того жители обязались выстроить для священнослужителей два жилых дома с принадлежащими службами (двумя амбарами, завознями и одной «мыльней») и выплачивать причту, из-за часто случавшихся неурожаев вместо руги денежные средства.
Земельный участок под строительство Николаевской церкви был, вероятнее всего летом 1837 года, обследован помощником енисейского губернского архитектора П.А.Шаровым. В акте осмотра участка было отмечено: «Место для постройки каменной церкви в селении Большекемчугском предназначаемое, которое состоит вне селения между мостом и почтовым домом как по возвышенности своей, а равномерно и твердости грунта земли состоящего из глинистого материала есть самое благонадежнейшее, от наводнений временно случающихся в оном селении безопасное». После рассмотрения материалов «следствия» Консистория в январе 1838 года приняла решение «дозволить строить» каменную церковь с одновременным образованием нового прихода.
Из переписки канцелярии томского епископа и Ачинского духовного правления становится известно, что 28 августа 1840 года в Томск были представлены проектные материалы (план, фасад и смета на сумму 9495 рублей и 18 копеек) новой каменной церкви, составленные в Енисейской строительной комиссии. Учитывая известный нам опыт проектирования православных храмов на территории Енисейской губернии в 20-40-х годах XIX века, можно предположить, что проект большекемчугской Николаевской церкви был составлен енисейским губернским архитектором либо его помощником. Документально известно, что должность губернского архитектора в 1831-1837 годах занимал Дмитрий Александрович Маковецкий, а с 1837 года на эту должность заступил Поляков Алексей Иванович. В период разработки проекта Николаевской церкви помощником губернского архитектора работал Петр Алексеевич Шаров – ученик крупнейшего российского зодчего А.Н.Воронихина.
Благодаря записи, содержащейся в разделе хозяйственных документов описи имущества Николаевской церкви за 1851 год, документально устанавливается авторство проекта памятника. План и фасад Большекемчугской каменной церкви был составлен помощником енисейского губернского архитектора П.А.Шаровым в апреле 1838 года. Это обстоятельство позволяет не только расширить круг произведений этого известного архитектора, но и получить дополнительные представления о творческом методе зодчего в эпоху ужесточения государством требований к архитектурно-строительным процессам. Как известно в 1824 году «по высочайшему повелению» императора Александра I вышло в свет изданное в Петербурге Департаментом Государственного Хозяйства и Публичных зданий «Собрание планов, фасадов и профилей для строения церковных зданий». В многостраничном альбоме на восьмидесяти девяти рисунках содержался тридцать один проект церквей в стиле позднего классицизма, которые были составлены санкт-петербургским губернским архитектором Михайловым и членом Строительного комитета Шарлеманем. Кроме того архитектором Шарлеманем были сочинены «обстоятельные наставления для строителей с пояснительными чертежами важнейших частей» зданий «по правилам лучшей архитектуры» и руководство для составления смет.
Источник:http://naov.ru/articles/39_nikolaevskaya-cerkov-v-sele-bolshoyi-kemchug-istoriya-stroitelstva.html
Со слов Марии Васильевны Герасимовой, старейшей жительницы д. Большой Кемчуг д. рожд. 12 июля 1912 года (96 лет).
" Много памятников культуры есть на Руси. Был такой памятник и в Большом Кемчуге – это старинная церковь.
Туда люди ходили молиться и венчаться, крестить детей, очищать душу от грехов…
Но времена изменились, пришла новая власть и церковь разрушили.
А строилась церковь в 1848 году. Церква (по – стар.) была очень красивой. Её окружала оградка, двое ворот: для заезда и выезда, одна калитка для входа.
В церковной ограде росли маленькие цветочки, а по краям – высокие кедры. Внутри церквы находились иконы в позолоченных окладах. Свечи стояли в подсвечниках и тянулись лентой по всей церкве.
В центре иконостаса находилась большая икона Николая Чудотворца, а рядом икона Святой Богородицы Девы Марии.
В церкве венчались, крестили детей, отпевали умерших. В ограде церквы находились три могилы: попа, попадьи и их сына."
(Из газеты «Авангард» 1986 год)
Еще одно значимое событие в этой живописной деревеньке произошло в 1828 году. В это время в Боьшом Кемчуге проживал революционер Александр Луцкой.
По материалам исследовательской работы Ольги Шмелевой, ученицы 9 класса, КСШ №2:
«В ходе работы я узнала много интересного о движении декабристов и декабристе Луцком Александре Николаевиче. Я выполнила поставленные задачи и узнала, что декабрист Луцкой Александр Николаевич, действительно, проживал в д. Большой Кемчуг с конца 1828 по июнь 1829 года, но не в качестве ссыльного декабриста, а по подложному имени Агафон Непомнящий. Здесь в июне 1828 года был арестован Ачинским урядником Годчиным и отправлен в Забайкальский край.
Я считаю, что своим исследованием я восстановила неизвестную страницу истории нашего района и даже края. В книге Жореса Трошева «Словом и примером. Декабристы в Енисейской губернии», изданной в 1975 году Красноярским книжным издательством ни слова не говорится о декабристе Луцком, который целых полгода прожил в нашем крае»
На территории нашего района, находится Больше-Кемчугский заказник, который является особо охраняемой природной территорией регионального значения, и в территорию этого заказника входит деревня Большой Кемчуг. Заказник «Больше-Кемчугский» расположен на территории Емельяновского, Козульского и Бирилюсского районов Красноярского края в границах Емельяновского лесхоза. Его границы определяются участком реки Большой Кемчуг от деревни Рыбное до устья шириной 5 км, по 2,5 км по обе стороны реки, с включением Обжоринских озер. Общая площадь заказника — 66,3 тыс. га.
Больше-Кемчугский заказник образован 25 октября 1963 г. в целях сохранения, восстановления и воспроизводства ценных охотничье - промысловых видов животных вместе со средой их обитания.
В перечень основных охраняемых объектов заказника входит большое число редких животных. В этом списке — редкие и исчезающие виды животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации и Красноярского края (сапсан, скопа, филин, коростель, черный аист, серый журавль), виды животных, нуждающиеся в особом внимании к их состоянию в природной среде на территории Красноярского края (таймень, белая сова, косуля сибирская (бузимо-кантатско-кемская группировка), лось (кетско-кемчугская группировка), рысь, выдра речная),охотничье-промысловые виды животных (тетерев, глухарь, бобрвосточно-европейский, соболь, норка американская, росомаха).
В 2000 г. на территории Больше-Кемчугского заказника учеными были найдены фрагменты тел крупных динозавров.