Косачи -посёлок в Козульском районе Красноярского края России. Входит в состав Жуковского сельсовета. Находится на обоих берегах реки Кемчуг, примерно в 13 км к востоку-юго-востоку (ESE) от районного центра, посёлка Козулька.
В феврале 1891 года было принято решение о строительстве Сибирской железной дороги. Строительство ж/д вызвало спрос на лесоматериалы и способствовало росту промышленных лесозаготовок.
При строительстве дороги была создана платформа, построен блокировочный пост (658 км от ст. Новосибирск).
В районе горы добывали камень для строительства ж/д мостов, фундаментов.
В 1897 году была открыта станция Косачи с тупиковой площадкой на нижнем складе Косачинского леспромхоза. Позже исходя из географического положения был построен шпалозавод (изготовляли шпалу для ж/д) пилили, тесали шпалу вручную. В районе блокпоста пилили лес, или сплавляли с верховья реки Кемчуг. Примерно в 1939 году завод перешёл в ведомство управления Сиблага(как и весь посёлок). Рабочие кадры разъехались из посёлка. Силами заключённых был построен лагерь, заготавливался и сплавлялся лес.
В конце 1939 года лагерь перебазировали, завод передали в ведомство Красноярского краевого топливного управления (лесной топливной промышленности). На завод начали набирать рабочих. Построили пилоцех, установили локомобили (на пару). Лес перерабатывали на пиломатериал.
После войны в 50-е годы завод переведён в ведомство Новосибирска «Межобластное коллективно- хозяйственное стройобъединение».
Возникновение Косачинского леспромхоза относится к 1950-1980гг. Леспромхоз становиться основой жизни людей. Главный стержень, вокруг которого происходило формирование посёлка. Начина с 7-0 годов, наблюдаются быстрые темпы развития экономики леспромхоза. Косачинский леспромхоз имел в своём ведомстве: клуб, библиотеку, общежитие, столовую, пекарню, детский сад, - обеспечивали социальную жизнь людей. Жители посёлка работающие в ЛПХ имели самые различные специальности: учётчик, слесарь, крановщик, киномеханик, повар, библиотекарь, шофёр, электромонтёр, сварщик, грузчик, диспетчер и т.д.
С развитием леспромхоза происходит численный рост населения.
Начиная с 90-х годов, в посёлке Косачи ликвидируется клуб, библиотека, столовая, пекарня, контора, общежитие, т.е. исчезает вся социальная сфера жизни людей. В леспромхозе меняется руководство, и в итоге ЛПХ становиться «ООО Косачинский ЛПХ». Учредитель - лесторгэкспорт г. Новосибирск, директор Шурбатов. Производство ЛПХ приходит в упадок, лес не заготавливается, рабочие места сокращаются, одновременно наблюдается рост безработных в посёлке.
2003г.- половина ЛПХ выкупил частный предприниматель К.И.Аксентий, дело сдвинулось с мёртвой точки.
Значительное событие – в п. Косачи в 2003 г., в ноябре открылся второй по счёту автодорожный мост через реку Кемчуг.
По воспоминаниям Корневой Нины .Л. 1915 года рождения:
"Приехала в Косачи в 1935 г. так такового поселка в то время не было. Был блокпост 659 км. Стояло здесь всего три дома и несколько бараков. В одном бараке жили стахановцы это Скобелев Роман, Скобелев Прокоп, Пачковский Николай Осипович, Максименко, Сурков Иван. Этот барак до сих пор еще стоит первый от магазина. Люди работали по 16 часов в сутки выполняли перевыполняли свой план. День работали на шпалорезе, а после смены грузили вагоны. Вагоны были нарасхват, грузили эти вагоны вручную при помощи веревок и лошадей. Вспоминает Нина. Л, что часто и жены приходили помогать мужьям грузить вагоны, так как за погруженный вагон платили наличными деньгами. Жили бедно не было ни подушек, ни матрасов. Подушки делали из камышей, а матрасовки набивали соломой, сеном. В то довоенное время скот почти никто не держал, нечем было кормить. Да и люди были здесь все пришлые. В основном из ближайших поселков. (Осиновка, Рыбное).
Я же попала в Сибирь случайно. В 1933г. на Украине был страшный голод, родители умерли от голода осталось три сестры. И тогда в 35 году шла вербовка в Сибирь и вот она 17-летняя посоветовавшись с сестрами, решилась поехать в такую даль. Здесь и вышла замуж родила 6 детей.
В 1941 году всех здоровых мужчин забрали на переподготовку в г. Красноярск, не успев приехать домой, проститься с родными их прямо из Красноярска привезли в Козульку и здесь уже из Козульки отправили сразу на флот. Скобелев Роман-таксист - погиб без вести. Также следующие люди: Скобелев Прокоп, Пачковский Николай, Тарышкин, Анохин, Саморукин, Сударьков. Уже к 40-м годам люди стали заволить скотину. Но так как мужчин забрали на войну то весь этот труд лег на женские плечи. Топится было нечем, на заводе не давали даже отходов. Вспоминает Н.Ливковна, что на коровах возили дрова поедут в лес и пойдут какую-нибудь сушину, а зачастую черемухой, валежником вот этим и топились.
В 1937 году привезли в наш поселок целый состав заключенных в основном заключенные были русские: мужчины и женщины. Мужской лагерь расположен был на площади, где сейчас находится клуб, детский сад и еще стоит барак и 2-х квартирный дом того времени. А всего в поселке осталось три барака, которые уже непригодны для жилья, но в них еще живут люди. Женский лагерь находился на черничке, также как и здесь там были построены бараки, где жили люди. Лагерь был обнесен колючей проволкой, в середине лагеря был построен бум, где содержали противившихся заключенных. Заключенных содержали хуже чем скот, часто били, били прикладами, заключенные « мерли как мухи». Хоронили где попало бросят в яму и закопают. Потом только когда местные жители стали жаловаться, то стали днем копать могилы, а ночью коронить. Вспоминают еще Корнева и Знак Петр Васильевич, что после жалоб сюда приехал из Новосибирска старший по лагерю и начальника лагеря сняли им был Зайцев. В 1939 г.лагерь из поселка вывезли. Заключенные делали самую черную работу, ими была построена гавань. Лес сплавляли по реке, поэтому на реке был натянут трос для задержки леса, а из реки буграми затаскивали на лебедку. От лебедки лес возили на быках. В поселке была шпалорезка, где пилили шпалы, а затем их отгружали. Одно только место где можно было переехать через реку, это в районе ж.д. моста. И то при переезде бывали случаи что тонули люди. Только после войны был построен паром, тогда уже начали на том берегу разрабатывать землю, садить картошку, косить сено.
Сами жители кроме картошки сеяли просо, ячмень и пшеницу. Вся земля возделывалась в ручную. С картошки стряпали блины, у одного из жителей была круподерка и вот все сельчане ходили к нему драть крупу. Жили бедно и голодно. После войны уже стали появляться товары и продукты, но их не на что было купить. В то время семьи были большие, редко у кого было 2-3 ребенка. Дети летом бегали босиком, кто в лаптях, обуви не было. Взрослые тоже ходили в лаптях. А если и удавалось приобрести обувь, ее одевали только по праздникам.
В нашей деревни не было церкви, так они ходили босиком до большого Кемчуга в церковь и только при входе в церковь обувались. Почту носили через день, за ней ходили пешком в Кемчуг, так как поезда ходили редко. Из поездов ходил лишь Абаканский раз в день.
После войны был построен в поселке завод, который работал на пару. Три раза в день раздавался гудок, извещавший о начале рабочего дня, об обеде и конце рабочего дня. Уже при моей памяти этот завод разобрали и построили новый, который работать стал на электричестве. Его отстроили заново. В 80-годах этот завод сгорел. Его отстроили заново.
Где-то в 60-годах в поселке стала появляться техника, заменила всех быков и лошадей. До сих пор еще стоит ветхий и пустой конный двор, где в свое время было очень много лошадей и рабочих волов.
В 1965 году через речку был построен пешеходный подвесной мост, так как река меняла свое русло. Постепенно перенесли этот мост в другое место. С годами мост подмывало и он пришел в негодность. И последний мост подвесной также пришел в негодность. А новый не построили.
После войны была в поселке школа - школа была 7-летка. Классы были маленькие, а учеников было много. И где-то в 62-м году была построена новая школа - восьмилетка. В школе была традиция, когда ученик приходил в первый класс, они всем классом возле школы садили дерево. Возле школы был большой пришкольный участок, где уч-ся садили картофель, лук, кукурузу, морковь. Сами дети во время каникул ухаживали за этими грядками. Даже в одно время в школе были кролики, за ними ухаживали старшеклассники. Напротив школы была хорошо оборудованная спортивная площадка. Все сборы, линейки в хорошую осеннюю и весеннюю погоду проходили на площадке. Вся школьная жизнь в те годы проходила намного интереснее, чем сейчас в наше время. В те годы на учителя молились, конечно, это не в прямом смысле, но уважали от мала до велика.
Сейчас этого нет. Все хорошее ушло, осталась лишь горечь. И люди были не те, намного добрее и отзывчивее чем сейчас. Если у кого-то горе, то никто не проходил стороной. Каждый старался хоть чем-то помочь соседу."