Хозяйство водоснабжения железнодорожных станций, создавалось с начала строительства железной дороги, с 1891 года. Основная задача его – снабжение водой паровозов, технических зданий, паровозных депо. Кроме этого, вода расходовалась для населения и тушения пожаров. Пункты поездного водоснабжения на железной дороге располагались друг от друга на расстоянии 25-30 километров. Источниками водоснабжения являлись пруды, ручьи и озера.
Все производственно-технические здания объектов водоснабжения строились основательно, добротно, на прочном бутовом фундаменте, заложенном ниже глубины промерзания. Стены выкладывались из хорошо обожженного кирпича на известковом растворе с добавлением яичного белка с тщательной разделкой швов и с применением элементов архитектуры (арочные своды над окнами, дверями, цоколи, карнизы и др.)
В 1895 году заканчивается строительство водокачки и водонапорной башни, которая и теперь возвышается недалеко от виадука, как исторический памятник. Она снабжала водой паровозы и станционные здания.
В 1934 году разъезд Козулька, преобразован в станцию Козулька. Была самого низшего 4 класса. Первыми стрелочниками были П.С.Мицкевич, С.В, В.И. Новиков, И.З. Бутько, В.Я. Бутон, В.С. Крупник и М.Е. Хорунжий. Дежурные по станции в довоенное время: К.П.Лебедев, П.В.Сорокин и А.П. Мецкевич.
В сентябре 2011 года, самое старое сооружение Козульки, водонапорная башня была отреставрирована. Поменяли резервуар под воду, сделали новую крышу, облицевали фасад башни современными материалами и кстати, новая башня стала выше на два метра чем старая. До сих пор башня выполняет свои функции.
С 1892-го по 1898 год были построены и введены в эксплуатацию пункты водоснабжения на 26 станциях и в этом числе станции нашего района Чернореченская и Кемчуг.
В 1965 году, тридцать пунктов централизованного водоснабжения по станциям были переведены с открытого источника на подземный, в этот список также вошли станции нашего района: Чернореченская, Кемчуг.
На станции Чернореченская силами участков водоснабжения, за счет средств капремонта, были построены и приспособлены помещения под участковые мастерские водоснабжения и канализации.
За работу водонапорной башни на ст. Чернореченская, отвечал машинист водоснабжения (в дальнейшем мастер водоснабжения) М.Н.Дмитриев. С 1950-1990 годы, за эту работу отвечал мастер водоснабжения станции Чернореченская Г.Н. Казанцев.
Водонапорная башня старинное сооружение в п. Новочернореченский. В данный момент на башне есть табличка, где указан год 1911 и аббревиатура ВССП, но в книге «Стальное звено Трансиба: 100 лет Красноярской железной дороге», есть информация, что в эксплуатацию водонапорные башни введены с 1892-го по 1898 год.
Возникает вопрос 1911 год это постройка башни или год реконструкции.
Большинство насосных станций и водонапорных башен вдоль железной дороги и сейчас находятся в рабочем состоянии, эксплуатируются до настоящего времени. Многие из этих зданий по праву отнесены к памятникам промышленной архитектуры.
Источники:
Стальное звено Трансиба: 100 лет Красноярской железной дороге. 1899-1999/ Сост. В.В.Чагин, В.Г. Саклаков.- Красноярск: Кн. Из-во,1998.
Козульская родная сторона: сборник материалов об истории п. Козулька Красноярского края / [сост. Л. В. Вощенко, Е. С. Иванцова]. - Красноярск: Красноярский писатель, 2007.