ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Основное меню

Поиск по сайту

    Есть  в  фонде центральной  районной  библиотеки  книга, посвященная столетнему юбилею Красноярской железной дороги,  и   рассказывает о том, как строилась  железная дорога, набирала мощь, становилась важнейшей современной транспортной магистралью, преображающей жизнь сибиряков.  Почему  пойдет  разговор  именно об этой книге?

  В рабочей   поездке  на станцию Новочернореченская  работников  библиотеки  заинтересовала  необычная  архитектура  водонапорной  башни,   находящейся  около  железнодорожного вокзала,  сделали  фото этой  башни,   А  так  как  библиотечные  работники  народ  любознательный  у  них  возникла  идея  узнать  историю  этого,  самого  старинного  сооружения  п. Новочернореченский. В  данный  момент  на  башне  есть табличка,  где указан год 1911  и  аббревиатура ВССП,   но  в  книге «Стальное звено Трансиба: 100 лет Красноярской  железной дороге»,  есть  информация,  что    в  эксплуатацию  водонапорные  башни   введены  с 1892-го  по  1898  год.

 Возникает вопрос: 1911 год это постройка башни  или год реконструкции? Если у кого-то  есть информация  по этой теме,  мы  с  большой  благодарностью ее примем.

   И  немного  истории  по  этой  теме. Хозяйство  водоснабжения создавалось  с  начала  строительства  железной  дороги,  с  1891 года. Основная  задача  его – снабжение  водой  паровозов,  технических  зданий,  паровозных  депо. Кроме  этого,  вода  расходовалась  для  населения  и  тушения  пожаров.  Пункты  поездного водоснабжения  на  железной  дороге  располагались  друг  от  друга  на  расстоянии  25- 30 километров.  Источниками  водоснабжения  являлись  пруды,  ручьи  и  озера.

    Все   производственно-технические  здания  объектов  водоснабжения  строились  основательно,  добротно, на  прочном бутовом фундаменте, заложенном  ниже  глубины  промерзания. Стены  выкладывались  из  хорошо  обожженного  кирпича  на  известковом  растворе  с  добавлением  яичного  белка с  тщательной  разделкой  швов  и  с  применением  элементов  архитектуры (арочные  своды  над  окнами, дверями, цоколи,   карнизы  и др.)

    В 1965 году, тридцать  пунктов централизованного водоснабжения по  станциям  были  переведены  с  открытого  источника  на  подземный, в этот список  также  вошли  станции нашего района: Чернореченская, Кемчуг, Зеледеево.

    С 1892-го  по  1898  год  на  участке  Мариинск – Тайшет  были  построены  и  введены  в  эксплуатацию  пункты  водоснабжения от  Мариинска  до Юрты. В этот  список  вошли  населенные  пункты  нашего  района: Чернореченская,  Кемчуг,  Зеледеево. За  работу  водонапорной  башни,  которая  нас  заинтересовала   на  ст. Чернореченская,  отвечал машинист  водоснабжения (в дальнейшем мастер  водоснабжения) М.Н.Дмитриев.  С 1950-1990  годы,  за  эту  работу отвечал   мастер  водоснабжения  станции  Чернореченская  Г.Н. Казанцев.

     Большинство насосных  станций  и  водонапорных  башен и  сейчас  находятся  в рабочем  состоянии,  эксплуатируются  до  настоящего  времени. Многие  из  этих  зданий  по  праву  отнесены  к  памятникам  промышленной  архитектуры.

Информация  взята  из книги  «Стальное звено Трансиба: 100 лет Красноярской  железной дороге». 1899-1999/ Сост. В.В Чагин, В.Г.Саклаков.-Красноярск: Кн. Изд-во,1998.-464с.  

Права на сайт.

© 2024 Козульская ЦБС. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.

Метрика

Яндекс.Метрика