Есть в фонде центральной районной библиотеки книга, посвященная столетнему юбилею Красноярской железной дороги, и рассказывает о том, как строилась железная дорога, набирала мощь, становилась важнейшей современной транспортной магистралью, преображающей жизнь сибиряков. Почему пойдет разговор именно об этой книге?
В рабочей поездке на станцию Новочернореченская работников библиотеки заинтересовала необычная архитектура водонапорной башни, находящейся около железнодорожного вокзала, сделали фото этой башни, А так как библиотечные работники народ любознательный у них возникла идея узнать историю этого, самого старинного сооружения п. Новочернореченский. В данный момент на башне есть табличка, где указан год 1911 и аббревиатура ВССП, но в книге «Стальное звено Трансиба: 100 лет Красноярской железной дороге», есть информация, что в эксплуатацию водонапорные башни введены с 1892-го по 1898 год.
Возникает вопрос: 1911 год это постройка башни или год реконструкции? Если у кого-то есть информация по этой теме, мы с большой благодарностью ее примем.
И немного истории по этой теме. Хозяйство водоснабжения создавалось с начала строительства железной дороги, с 1891 года. Основная задача его – снабжение водой паровозов, технических зданий, паровозных депо. Кроме этого, вода расходовалась для населения и тушения пожаров. Пункты поездного водоснабжения на железной дороге располагались друг от друга на расстоянии 25- 30 километров. Источниками водоснабжения являлись пруды, ручьи и озера.
Все производственно-технические здания объектов водоснабжения строились основательно, добротно, на прочном бутовом фундаменте, заложенном ниже глубины промерзания. Стены выкладывались из хорошо обожженного кирпича на известковом растворе с добавлением яичного белка с тщательной разделкой швов и с применением элементов архитектуры (арочные своды над окнами, дверями, цоколи, карнизы и др.)
В 1965 году, тридцать пунктов централизованного водоснабжения по станциям были переведены с открытого источника на подземный, в этот список также вошли станции нашего района: Чернореченская, Кемчуг, Зеледеево.
С 1892-го по 1898 год на участке Мариинск – Тайшет были построены и введены в эксплуатацию пункты водоснабжения от Мариинска до Юрты. В этот список вошли населенные пункты нашего района: Чернореченская, Кемчуг, Зеледеево. За работу водонапорной башни, которая нас заинтересовала на ст. Чернореченская, отвечал машинист водоснабжения (в дальнейшем мастер водоснабжения) М.Н.Дмитриев. С 1950-1990 годы, за эту работу отвечал мастер водоснабжения станции Чернореченская Г.Н. Казанцев.
Большинство насосных станций и водонапорных башен и сейчас находятся в рабочем состоянии, эксплуатируются до настоящего времени. Многие из этих зданий по праву отнесены к памятникам промышленной архитектуры.
Информация взята из книги «Стальное звено Трансиба: 100 лет Красноярской железной дороге». 1899-1999/ Сост. В.В Чагин, В.Г.Саклаков.-Красноярск: Кн. Изд-во,1998.-464с.