Продолжаем публикацию о наших земляках, чьи семьи попали под репрессии.
Ученическая работа «Трагедия немцев Поволжья» Елены Кривоносовой.
Радионова Амалия Ивановна
Родилась в 1928 году 21 февраля в Саратовской области в селе Красный Яр. В семье было пятеро детей, отчим работал столяром, вел уроки в школе, имел образование – закончил Саратовское ремесленное училище. В молодости служил в Турции, где в то время шла семилетняя война. Мать была простой крестьянкой. Родители Амалии Ивановны были хлеборобы. Благодаря очень плодородной земле Поволжья, семья не бедствовала. Жили достаточно хорошо, имели большой дом и хозяйство. Все дети учились в школе, там Амалия Ивановна закончила шесть классов, была октябренком и пионером.
В 1941 году начался трагический этап в жизни их семьи. Репрессии, происходившие в СССР, коснулись немцев Поволжья. Началось выполнение соответствующих инструкций. Путь к новому месту жительства был долгий и страшный. Ехали в товарном вагоне 18 суток в ужасной тесноте и постоянном страхе. Дорогой дети умирали от скарлатины, их заворачивали, во что попадется и сдавали на станциях. В их семье так умерла маленькая племянница, и теперь они не знают, где она захоронена.
Взяли только те вещи, которые смогли сами унести. Удалось захватить с собой ящик с инструментами отчима, флягу растительного масла, заколотого поросенка, которого по дороге съели.
Солдаты НКВД успокаивали их, говорили, что скоро они вернутся обратно, делали опись имущества. Может быть, солдатам и жаль было смотреть на страдающих людей, а может быть, они не хотели бунтов. Так или иначе, но предсказания их не сбылись, и немецкому народу не пришлось возвратиться в Поволжье.
1 сентября 1941 года их высадили в Сибири в селе Малый Улуй Ачинского района, жители села приняли их нормально. Урожай в этих местах был уже собран, и им пришлось продать некоторые вещи и купить 15 мешков картошки на зиму. Сразу они жили в бараке, отчима забрали в трудармию. Амалии Ивановне было 13 лет, и мать сказала, что надо зарабатывать деньги, для того чтобы прожить. Для этого переехали в Малфинский свинокомплекс.
Всю зиму она с сестрой проработала в свинарнике, им приходилось целыми днями вручную таскать навоз. Это был непосильный труд для маленьких девочек, они не справлялись, и их устроили техничками в школу. Приходили туда в 4 часа утра, мыли полы не швабрами, а вручную, и еще им надо было каждый день подбеливать стены. Амалия Ивановна успевала учиться в этой же школе. Зиму 1942 года проучилась в 7 классе, отвечала хорошо, так как уже освоила русский язык (в Поволжье изучала его только в школе), но писать диктанты не могла. Все ее учебники были на немецком языке.
Летом ее взяли в бригаду убирать хлеб. Затем в 1943 году вышел указ Сталина об обучении специалистов сельского хозяйства. Учили только на доярок и трактористов. Первое время многие бросали учебу, им были не интересны эти профессии. В этом же году открыли техникум, Амалия Ивановна стала учиться на ветфельдшера. Успешно закончив свое обучение, в 1956 году приехала в поселок Козулька на должность главного ветеринарного врача.
Все переселенные немцы были под комендатурой, им не разрешали выезжать с постоянного места жительства. Если надо было съездить в город, то нужно было просить разрешения у начальника. Конечно же, их это очень унижало. Но Амалии Ивановне повезло, когда ее назначили директором маслозавода, она пошла в комендатуру за паспортом. Коменданту она понравилась, и через три месяца он приехал к ней с известием о том, что с нее сняли всю комендатуру.
На вопрос: «Могли ли немцы Поволжья восстать против СССР с приходом фашистской армии?» Амалия Ивановна возмутилась: «Да что вы - такого не могло быть! Это Сталин с пьяну придумал. Если бы Ленин тогда был живой, мы бы жили лучше».
Как не странно, но обиды у Амалии Ивановны не осталось. Она говорит, что всех же переселяли, не их одних. В Германию сейчас тоже не хочет потому что привыкла к России, а там она не жила. Амалия Ивановна высказала сомнение по поводу своей судьбы. Вследствие того, что им без разрешения комендатуры никуда нельзя было ходить, получалось так, что семьи складывались не по любви, а по необходимости. Девушки выходили замуж за кого попало. У многих судьба не сложилась.
Особое впечатление на меня произвели такие личные качества Амалии Ивановны, как оптимизм, огромное трудолюбие, желание помочь другим. Уйдя на пенсию, она не сидит дома сложа руки. Раньше в нашей школе Амалия Ивановна вела кружок «Умелые руки». Когда мы учились в 5-7 классах, желающие посещали этот кружок и научились вязать теплые вещи и вышивать.
Амалия Ивановна любит художественную самодеятельность, в нашем поселке в молодости была ее организатором. Она и сейчас нам спела под балалайку несколько частушек. Удивительно, этот человек не может сидеть сложа руки. Даже, когда она просто смотрит телевизор, ее руки постоянно заняты делом: вяжут или вышивают. На круглый стол «свои – чужие», который приготовило наше историческое общество, она принесла очень много вещей, сделанных ее руками. Показала нам покрывало, которое сохранилось еще с Поволжья
Пережив унижение человеческого достоинства, Амалия Ивановна осталась человеком с большой буквы, передавала умения и навыки нам - молодым, объясняя пережитую трагедию народа тем, что было всем плохо и немцам, и русским.