100 лет со дня рождения Анатолия Алексина – знатока юных душ
3 августа 1924 в Москве родился Алексин Анатолий Георгиевич - русский прозаик, драматург. Родился, в семье активного участника Гражданской войны, репрессированного в 1937 году.
Будучи школьником, опубликовал первое стихотворение в газете «Пионерская правда» и журнале «Пионер». После окончания школы (1941) работал литературным сотрудником в газете «Крепость обороны». В годы Великой Отечественной войны трудился на стройке. А после войны (1950) он окончил престижный Московский институт востоковедения, индийское отделение. В том же году появилось в печати его первое произведение – повесть «Тридцать один день». Одноименный сборник повестей был одобрен К. Г. Паустовским, и сразу же определил Анатолия Алексина как создателя «юношеской повести».
Тогда же были изданы многочисленные произведения А. Г. Алексина. В 1950 – 60 годы он писал преимущественно для младшего школьного возраста повести «Саша и Шура», «Необычайные приключения Севы Котлова» (1958), «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле» (1965), «В стране вечных каникул» (1966) и другие.
В 1966 году в творчестве А. Алексина открылся новый этап – создание повестей, рассказов и пьес, адресованных юношеству и тем, кто его воспитывает, взрослым читателям. В одном интервью на вопрос: «Что для вас главное в книге для подрастающего поколения?», он ответил: - «Утверждать добро и обличать зло».
Повести Анатолия Алексина населены добрыми и честными людьми. Взрослые и подростки – равноправные партнеры в сюжете произведений писателя. «Поздний ребёнок» (1968), «Звоните и приезжайте» (1970), «Третий в пятом ряду» (1975), «Безумная Евдокия» (1976), «Сердечная недостаточность» (1979), «Домашний совет», «Ивашов», «Дневник жениха» (1980), «Здоровые и больные» (1982), «Прости меня, мама» (1989) и другие повести и пьесы – это непосредственные, не лишённые мелодраматизма и сентиментальности повествования о столкновении детей и подростков с миром взрослых.
Повесть «Безумная Евдокия» затрагивает один из важных нравственных вопросов о посредственности и о таланте, об эгоизме и человечности.
В произведении «Мой брат играет на кларнете» автор не показывает решительной перестройки главной героини – Женьки, тщеславной, честолюбивой девчонки. Она получает лишь ощутимый урок жизни, когда брат говорит о её подлом поступке.
Книга А. Алексина «Прости меня, мама» - раздумья писателя о нашем долге перед матерью, перед самым дорогим и близким человеком о том, что значит быть сыном или дочерью, о нашей ответственности за её покой и счастье.
Школьник из повести «Сигнальщики и горнисты», глядя на сооруженную им самим в память о погибших воинах мемориальную доску, мысленно произносит: - «Вечная память…Ненавижу войну!». Эти слова могли бы стать эпиграфом к нескольким книгам Анатолия Алексина: «В тылу как в тылу», «Запомни его лицо», «Ивашов» и другим, в которых автор рассказывает о годах Великой Отечественной войны, о подвигах, совершённых на фронте и в тылу.
Среди его позднейших произведений — детская остросюжетная повесть "Покойник оживает и начинает действовать. (Вторая очень страшная история)" (1992), роман-хроника "Сага о Певзнерах" (1994) о судьбах еврейской семьи в России, книга воспоминаний "Перелистывая годы" (1997), сборник документальных рассказов "Террор на пороге" (2004, совместно с Татьяной Алексиной) и др.
Анатолий Алексин был удостоен звания лауреата многих премий, как советских, так и международных, диплома Ганса Христиана Андерсена и дважды был включен в почетный список имени великого датского писателя.
Среди наград писателя — премия Ленинского комсомола (1970, за сценарий документального фильма "Право быть ребенком"), Государственные премии РСФСР (1974, за пьесы, поставленные на сцене Центрального детского театра) и СССР (за ряд повестей).
Был членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР (1982).
Являлся членом Союза писателей Москвы, Международного Пен-клуба и Союза русскоязычных писателей Израиля.
1 мая 2017 года Анатолий Алексин скончался в Люксембурге на 93-м году жизни.
Людмила Круглова, библиограф ЦДБ.