Жуковка, ст. Кемчуг – один поселок – два названия. Железнодорожная станция Кемчуг и поселковый совет Жуковка. Он и разделен как - бы на две части. С одной стороны железной дороги гористая местность, которую так и называют Гора. С другой стороны низина, можно сказать болотистая местность. Еще такая интересная особенность, что в центре поселка протекает речка Жуковка, очевидно, поэтому и поселок называется Жуковка, а по окраине поселка бежит река Кемчуг.
Рассказывая об истории поселка Жуковка, нельзя не вспомнить Осколкова Михаила Гавриловича. Учитель по образованию, директор школы, краевед, прекрасный педагог и просто хороший человек. Оставил большой вклад в развитие школы, организовал один из лучших школьных краеведческих музеев при Кемчугской школе. Школьники находили на берегах реки Кемчуг, на окраине станции поржавевшие винтовки, клинки, позеленевшие винтовочные гильзы. Найденные экспонаты хранились в музее Кемчугской школы, которому был присвоен статус филиала Краеведческого музея города Красноярска. http://kemchug-sosh.narod.ru/istoriahkola.htm.
К сожалению, музей сгорел, и много ценных материалов были утрачено. Но кое-что осталось из тетрадей Михаила Гавриловича и чудесным образом были переданы в районную библиотеку. Это рукописные записи об истории Козульского района и о гражданской войне на территории нашего района. Мы посчитали нужным показать здесь труды Михаила Гавриловича и назвали раздел «Тетради Осколкова М.Г.» .
Осколков Михаил Гаврилович родился в 1918 году. Получил высшее педагогическое образование. До призыва в армию жил в посёлке Орджоникидзовском, Хакасской автономной области. В армии служил с 1940 по 1943 год в пехоте. Воинское звание - старший лейтенант. Награждён медалью «За победу над Германией», юбилейным значком «25 лет победы над Германией».
Михаил Гаврилович вместе с педагогами и учениками школы вёл большую краеведческую работу. Встречался со многими старожилами Кемчуга и окрестных деревень, записывал воспоминания партизан – участников гражданской войны. Им была организована поисковая работа.
http://kemchug-sosh.narod.ru/istoriahkola.htm,
http://kemchug-sosh.narod.ru/muzea.htm
Первое упоминание о Жуковском волисполкоме, в который входил один населенный пункт д. Жуковка с населением 1944 человека, датируется 1920 годом при проведении Всероссийской демографической переписи.
В 1934 году в состав Жуковского сельсовета входили следующие населенные пункты: д. Жуковка, д. Малиновка, д. Дубровка, д. Антоновка, д. Малый Кайдат, д. Большой Кайдат, д. Сергино, д. Бадаложная, д. Татарка, п. Кемчугский, 689-1676 км железной дороги, «Провал», «Транспорт». Основные виды деятельности: сельскохозяйственное производство (в основном животноводство), лесозаготовки и переработка древесины.
http://jukovka.bdu.su/istoricheskaya-spravka/
НАРОДОМ ИЗБРАННЫЙ (из неизвестного источника)
1917 год… Бурлит беднота, радостно ждёт добрых перемен. В деревне Жуковка создаётся ревком во главе с председателем Николаем Кузнецовым и секретарём Романом Лаврентьевичем Абертасовым. Ревком разместился в доме Кузнецовых.
При ревкоме организовалась боевая дружина. Время было горячее, смутное. Молодая Советская власть только набирала силу. У неё было много врагов. Поэтому некоторые вопросы ревкому приходилось решать с оружием в руках: мобилизовывать у богатеев продовольствие и деньги в фонд Красной Республики, контролировать движение поездов, чтобы враги Советской власти не использовали их в своих целях.
То здесь, то там в окрестностях Жуковки появлялись бандиты. Ревкомовцы боролись с ними.
….В один из майских дней Кузнецовых предупредили: к селу идут белые! Ревкомовцы сумели скрыться. Но Николая Кузнецова кто-то выдал. Его расстреляли. Роман Лаврентьевич Абертасов миновал лап карателей. Впоследствии он вернулся в родное село и до конца дней своих работал на железной дороге.
В конце мая Варвара Абрамовна Неугодникова стала свидетельницей трагического события. Была она в ту пору совсем молоденькой девчонкой. Жила недалеко от железной дороги, близ деревни Серьгино. Однажды поутру она услышала крики. Выскочила из дома, взбежала на пригорок, видит: стоит паровоз с двумя вагонами, а недалеко от железнодорожного полотна большая группа людей роет яму. Вокруг – конвоиры. «Расстреливать будут» - догадалась Варвара и спряталась в кустах.
Арестованных было 50 человек, в основном рабочие из Ачинского железнодорожного депо. Люди разных возрастов – пожилые и совсем юные.
Солдаты тоже были неспокойны. Многих мучила совесть: ведь расстреливать своих же братьев.
Арестованных выстроили. И…грянул залп. Треснули и разлетелись провода проходящей поблизости телефонной линии: большинство солдат выстрелили вверх. Но не у всех дрогнула рука. 18 арестованных упало на землю. И вдруг толпу приговорённых к смерти разбросал резкий крик: «Братцы, разбегайтесь!». Офицер ничего не мог поделать, солдаты не стали стрелять в бегущих.
Назавтра вместе с родными погибших приехала группа рабочих из железнодорожных мастерских. Вырыли наспех присыпанные землёй тела, обмыли, женщины наломали берёзовых веток с нежно-зелёной первой листвой. Ими украсили последнеее пристанище расстрелянных. Насыпали высокий холм на братской могиле. А памятника не успели поставить: кругом свирепствовали колчаковцы.
В конце 1919 года, после освобождения от колчаковщины, на общем сходе крестьян деревни Жуковка, близлежащих разъездов и станции Бадаложная был избран сельский Совет. Быть его председателем доверили бедняку тов. Кулинскому, человеку преклонного возраста и всеми уважаемого за трезвый ум и доброту. Иван Иванович Наглин был избран секретарём.
Первые сельсоветчики работали на общественных началах. Только секретарь за делопроизводство получал восемь рублей в месяц. Но они трудились не за страх, а за совесть.
Сельский Совет так же как и ревком, размещался в доме Кузнецова. С утра до вечера сюда спешили люди. Много дел было у местной власти. К тому же мирной работе сельсовета мешали скрывавшиеся в окрестной тайге остатки белогвардейских банд. Они грабили крестьян, запугивали, убивали.
Сельсоветчики создали добровольческую дружину. Только год спустя после разгрома белых в здешних местах наступило относительное спокойствие.
Колхозов тогда ещё не было, крестьяне жили по хуторам. Сельсовет занимался распределением земли. По решению общего схода на каждого мужчину в семье нарезали 15 гектаров пахотных и сенокосных угодий. Конечно и здесь не обходилось без споров.
Сельский Совет определял каждой крестьянской семье задание по посеву различных культур, сдаче государству зерна, животноводческих продуктов.
Постепенно жизнь входила в колею.
Очень высокой в то время была общественная активность крестьян и рабочих. Любой вопрос разрешался сообща, на собраниях. Каждый хотел высказаться. Вот на одном из таких сходов постановили организовать советскую лавку. Собрали от всего общества пять тысяч рублей для приобретения товаров. Выбрали ответственных лиц, которым доверили это важное дело. В Ачинске в торговой оптовой базе не сразу выполнили просьбу схода.
-Куда вам с такими деньгами организовывать потребкооперацию, сразу же прогорите.
Но уполномоченные твёрдо стояли на своём. Пошли в Совдеп. Там их встретили приветливо, расспросили, в чём дело, и сейчас же наложили резолюцию: «Выдать товары».
Так возникла первая кооперативная лавка. Продавца выбрали на сходе. Местная кооперация не прогорела ни в первый, ни в последующие годы. Наоборот, со временем крепла и богатела.
Работники сельского Совета решали не только хозяйственные вопросы. Много сил, времени уделялось культуре, народному образованию. Народ жадно тянулся к знаниям. Работники Совета вместе с активистами организовывали вечера, лекции и доклады. Особой заботой была окружена школа, правда размещалась она в частном доме.
В 1925 году Жуковский сельский Совет был укрупнён. В него влились 2 сельских Совета-Большекемчугский и Антоновский.
В 1930 году сельский Совет возглавила Варвара Ивановна Неугодникова.
В то время началась организация колхозов. Трудно, неимоверно трудно было работникам сельского Совета убеждать крестьян, что коллективное ведение хозяйства выгодно для них.
От хутора к хутору ползли разные слухи. Богатеи старались подорвать доверие к новой форме хозяйства. Это была пора борьбы с кулачеством.
К 1934 году было организовано три колхоза- в деревнях Антоновка, Дубровке, Большом Кайдате. Сельсовет направлял и контролировал деятельность молодых хозяйств.
В суровом 1941 году на военное положение перешёл и Жуковский сельсовет. В годы войны председателями его были тов. Бобер и Фёдор Иванович Курченко. Труженики Жуковского сельского Совета сдали в фонд обороны 40 тысяч рублей, очень много тёплых вещей. Группа женщин шила для фронтовиков верхнее и нижнее бельё, рукавицы. Депутаты сельского Совета встречали эвакуированных, помогали им устроиться с жильём, обеспечивали продуктами, трудоустраивали.
Отгремели победные залпы. Страна вернулась к мирному труду. Заново ковали кадры механизаторов, бригадиров. Места погибших занимали их подросшие дети.
Крепли хозяйства. Люди стали жить богаче. Теперь местный Совет обратил особое внимание на улучшение культурно-бытового обслуживания населения, благоустройство сёл и деревень, и, конечно, на всеобуч.
В годы коллективизации одним из активнейших депутатов, членов исполкома Жуковского сельсовета был рабочий Людвиг Эдуардович Штрейх.
Примечательна судьба одного из активнейших депутатов коммуниста Владимира Ивановича Чубарова. Сын крестьянина, он являлся директором восьмилетней школы. Прошёл боевую закалку в горниле Отечественной войны, был четыре раза ранен. Имеет несколько правительственных наград.