ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Основное меню

Поиск по сайту

 Историк транспорта Алексей Вульфов доказал, что проект «Трансиб» состоялся благодаря двум личностям: императору Александру III и выдающемуся государственному деятелю Сергею Витте, который к тому же был отличным железнодорожником. Это они первыми решили: «Трансиб России нужен!»

 Исторически официальная дата начала строительства Трансиба – 19 мая 1891 года. Западной его точкой является Ярославский вокзал в Москве.

 17 мая 1891 года началось одновременное строительство пути со стороны Челябинска и Владивостока. С этого времени и было организовано строительство пристанционного поселка – разъезд Козулька.

Первая, в стране электрифицированная магистраль на переменном токе была внедрена на участке Красноярск – Чернореченская.

Ст. Козулька

 Козулькой называлась нынешняя деревня Старая Козулька, которая находится в восьми километрах от станции Козулька. Возникновение деревни Старая Козулька историки и местные краеведы относят к 1751 году. Станция Козулька  и поселок вокруг нее, взявший изначальное имя старинной деревни, своим появлением обязаны прокладке Великой сибирской железнодорожной магистрали.

 В 1895 был построен железнодорожный вокзал и служебно – технические здания.

 В 1900 году были проложены вторые пути. Работы жителям Козульки прибавилось. Начал формироваться  коллектив путейцев и станционных рабочих, обеспечивавших перевозки по Транссибирской магистрали.

 Следующий толчок развитию Козульки дала Столыпинская реформа. Благодаря удобству железнодорожного сообщения, а также здоровому, по сравнению с другими поселками в округе, климату, станция Козулька была избрана местом для организации волостного правления  и переселенческого управления. Именно сюда, в Козульку, приезжали по железной дороге  переселенцы из западных областей России.

 Железнодорожная магистраль, как и предполагали, открыла большие возможности для миграции крестьян из малоземельных районов многих губерний России. В царствование Елизаветы от Старой Козульки до деревни Трудново был построен переселенческий тракт, протяженностью 90 километров. Вдоль него были расположены деревни Гоголь, Трудново, Кытат, Давыдово, Ореховка и Верх-Суразово. Все они застроены переселенцами из Вятской губернии.

  В 1906 году в новой Козульке проживало 356 человек. В основном это были люди, работающие на железной дороге.

 Лихачев Иван Иванович. "В марте  1947 года  меня  приняли  бухгалтером  на  Козульскую  дистанцию  пути" .  Так  жизнь  вновь  привела  его  на Красноярскую  железную  дорогу,  с  которой  его  разлучила  война.

Ст. Кемчуг

  При возведении пассажирского здания станции Кемчуг, строителям сильно досаждала песчаная гора. Часть ее была срыта, а на образованном ровном месте выросло деревянное сооружение. Станционные постройки: жилые дома, ледники, сараи, погреба и кладовые расположились вверху на горе. Песок пошел в дело, а вблизи станции разработали карьер,  песок, добываемый  в карьере, имел желтый цвет и был мелкозернистый, использовался на нужды железной дороги.

  Станция Кемчуг,1905 г.

 Вокзал станции Кемчуг, выстроенный на месте срытой горы, единственное пассажирское здание, расположенное на "кривой" Красноярской железной дороги, остальные пассажирские здания располагались на прямых участках пути. Снесен старый кемчугский вокзал в 1991 году.

 

Ст. Чернореченская.

  Примерное время возникновения посёлка Новочернореченский - конец 19, начало 20 века. Появление поселка связано со строительством железной дороги.

 В конце XIX и начале XX веков в том же направлении, что и Московский тракт прошла по территории Красноярского края железная дорога.


 В 1895 г. было всего 7 домов, в которых жили рабочие станции. В 1911 г. началось строительство второго пути железной дороги. В поселке к тому времени было уже две улицы длиной в 500 м (1-я улица - Железнодорожная и 2-я Кооперативная).

Новый вокзал(открыт для пассажиров 22 апреля 2004 г.)

Источники:

 Петрова. С. Великий сибирский путь.-/ С.Петрова.- // Авангард.- 2011.- №32.

 Стальное звено Трансиба: 100 лет Красноярской железной дороге. 1899-1999/ Сост. В.В.Чагин, В.Г. Саклаков.- Красноярск: Кн. Из-во,1998.

 Воронов. С. Поселок на трансибе.- /С.Воронов.- //Авангард.- 1992.-№125.

 Новиков.А. Время шло, поселок рос.- / А. Новиков.- //Авангард.- 1992.- №126.

 Козульская родная сторона: сборник материалов об истории п. Козулька Красноярского края / [сост. Л. В. Вощенко, Е. С. Иванцова]. - Красноярск: Красноярский писатель, 2007.

Права на сайт.

© 2024 Козульская ЦБС. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.

Метрика

Яндекс.Метрика