Материалы с Жуковского краеведческого музея
Рассказывает Иванова Ф.Р.
Жители ст. Кемчуг работали на железной дороге. В январе 1920 года пришли в посёлок колчаковцы. Отца отправили в обоз на Минусинск. В его отсутствие у нас увели со двора лошадь, забрали хлеб. Очень много белых болело тифом, у нас в дому тоже были размещены больные тифом. Однажды заходит мать и говорит «товарищи пришли». Белые-больные поднялись и все на улицу, везде стояли лошади, они вскакивали на лошадей и вниз под гору на линию, их нагоняли пули, и они и лошади раненые и убитые падали на землю, пули так свистели, попадали в крыши. Мать нас собрала, а нас было 6 человек и в подпол, потом слышим, кто- то вошел в дом, спрашивает «Кто здесь есть? Где хозяйка?».
Мать откликнулась, но очень боялась, не знала белые или красные. Товарищ открыл западню, мать увидела серую папаху с красной лентой, но ещё не верила, может переодетый. Он сказал, что бы мы вылазили, что теперь опасного нет и попросил что-нибудь поесть. Мать его покормила, чем могла и он ушёл.
Оцепили кольцом дом лесничего, прилежащую к нему территорию, имея сведения, что Георгию - партизан, к нему зашёл ?????? Дудко и Симоненко сказали, что мы находимся в кольце, нужно бежать, Георгиу сказал, что уходите, а я отговорюсь. Симоненко с Дудко вышли, но через кольцо выйти нельзя было, они влезли на дремучие ели и увидели, как повели Георгиу, Башмакова, который запел Марсельезу, их колчаковцы убили.
После этого сняли кольцо, Симоненко с Дудко слезли с дерева и ушли к партизанам. Умер Симоненко в с.Идра (1959г.) Симоненко имел связь с партизанами, однажды он принёс домой ружьё и спрятал его под пол, а дочка, будучи в то время 3-х лет видела это и когда колчаковцы получили сведения, что Симоненко имеет связь с партизанами пришли к нему в дом. Не застав его дома стали разговаривать с ребёнком, девочка говорит «а у нас есть ружьё, оно под полом лежит» и начался обыск, ружьё было найдено и Симоненко получил 75 шомполов. Когда он поправился, сразу ушёл к партизанам. Но дом его весь раскатали.
Рассказывает Фёдор Иванович Нужных.
Приехали на ст.Кемчуг в 1900 году из Курской области. На горе стоял дом где разместилась резиденция лесничества. Первый дом на горе Сидоровых. Жители работали на строительстве железной дороги, посёлок начал расти когда прокладывали 2-ю путь.
Где сейчас железнодорожный магазин, здесь был барак, где баня железнодорожная - тоже барак, жили рабочие которые строили-прокладывали вторую путь 1908 г.
На 3-ей улице был построен барак-общежитие. Билюковский был подрядчик.
Первый дом в Жуковке построил из ???????? Попов, ныне улица ????, угловой, где сейчас почта, его сын строил Иван Фёдорович. Рядом с почтой построен был дом Кузнецовым 1909г. Рядом Боресенко, затем Трусов-1910 г. Это первые жители. К 1914 г. посёлок уже был большой. Первый лавочник был-Подшивалов.
В 1921 был председателем волости направленный из Красноярского рабочего. Марутко – он был заведующим хозяйством в дет.доме, ранее он был в отряде Щетинкина завхозом.
Дома этого сейчас нет, на этом месте стоит дом (Татаренко).
В 1924 году был выбран председателем с/с парень Малиновский, фамилия его была Авощ.
В 1928 году председателем с/с был Колитников. В 1930 г. – Сухаревский.
Колчаковцы по Кемчугу проходили в декабре 1919 – январе 1920г.
Лесничего Георгиу расстреляли в 1919 году по доносу Кузнецова Никиты Федотовича - подрядчика в Ачинске, имел пароход- который ходил по Чулыму, имел мельницу.
Кондыба- который расстреливал Георгиу. Башмаков (Бадаложный) перед расстрелом запел песню «Марсельезу». Все предатели были взяты и расстреляны (помогала партизанам Шушкова Варвара, потом она стала Поповой, сейчас живёт в Чёрной.
В 1919 году 5-12 июня под Сергино расстреляли деповских рабочих со ст.Ачинск и Чернореченская, некоторые сумели убежать. В могиле похоронено 18 человек. 9 человек головами в одну сторону, 9 человек головами в другую сторону.
Хоронили их: Кулинский – житель ст. Кемчуг, молдаванин дружил с Георгиу. Начальник станции Кемчуг.
Неугодникова Варвара-жительница ст.Кемчуг, носила воду для обмывания их.
После Георгиу лесничим прислали работать Кожан- он проработал года три, жену Георгиу взял себе в жёны и уехал.
Рассказывает Анна Матвеевна Пирогова.
В 1918-1920гг. жила в деревне Сикитем, недалеко от Рыбного. Там же жил Горбенко Степан Иванович (ссыльный за поджог барских имений- 1904 г.). Он рассказывал за кем должен идти народ. ( В Балахтоне работал писарем в волости Кандыба- бывший офицер в чине капитана, перешел на сторону Колчака – был карателем).
К нам в деревню приходили партизаны, они находились на «Быковом ключе», а около Платоновой горы д.Сикитем) было заветное дерево с дуплом, служило нам почтой. Партизаны спрашивали, где кончается армия Колчака. Мы разузнавали и передавали.
В конце декабря 1919 г. к нам в деревню вошел большой обоз, Степан Иванович одел меня мальчиком, назвал Ванькой и отправил узнать, откуда ямщики, что везут, приглашай их ночевать.
Вот я иду «Дяденька, а что ты делаешь?».
- «Да вот постромка порвалась».
-«А вы издалека едите?»
- «Далёкие мы, из-за… Что ты пристал?»
- «Ой дяденька, не сердись, заезжайте к нам ночевать. У нас дедушка один, к нам никто не ездит, и он любит поговорить. У нас сено есть, да я и коней напою. Я люблю коней и дедушка любит, а у нас старая кобыла.»
Они заезжают к нам, Степан Иванович начинает с ними разговаривать «Колчака уже бьют, сгружайте свой груз, вот мы укажем где, и поезжайте домой, добираться вам долго, а дело идёт к весне, сеять надо», и они соглашались. Мы разгружали обозы с оружием - карабины были ещё в солидоле, обозы шли с мукой, обмундированием. Разгрузившись, они возвращались домой. Для самообороны мне дали винтовку, позднее я её сдала в ячейку.
В январе 1920 года ночью в деревню въехали казаки, вслед за ними вошла Красная Армия.
В 1920 году организовали партийную ячейку, в неё входили: Горбенко Степан Иванович, Новосёлов Прокопий Иванович, Рогожников Михаил Яковлевич.
Стали охотиться за членами ячейки, за комсомольцами. «Вот они вбежали ко мне в дом «за нами гоняться», я троих выпустила в окно и они ушли в лес. А одного, он очень был продрогший, переплывал Кемчуг, переодела его одежду, погрузила в кадку, где белила холсты, а его на русскую печь, там сушила пшеницу, под пшеницу. Только успела его замаскировать, как вошли в дом: «Сказывай где спрятала». Говорю: «Нет никого». Обыск в подполе, всё прокололи там, говорю «у нас ещё есть один». Посмотрели там, не нашли, вышли во двор, в бане разломали полок. В амбаре проверили, не нашли. Вечером я его через окно проводила в лес – это был Рогожников Михаил Яковлевич. Утром снова пришли «сказывай куда спрятала», говорю «нет». «Собирайся, идём с нами, там скажешь». Я оставила маленьких детей, дорогой они меня подгоняли ударами, толчками. На пути у нас было озерко. Там были ????????? за ними охотились охотники. И вот они подползают к этому озерку ?????????, увидели, крикнули «вы окружены» и в бег, забыв про меня, они вперёд, а я в противоположную сторону. Охотники поднялись и смотрят, не стреляют, тогда они поняли, что это безвредные люди, оглянулись, а я уже была далеко. Послали мне вслед выстрелы, попали в голову, но легко ранили. Я убежала в лес и пришла домой через 2 дня. В дому были одни дети, больше никого не было.
На станции Кемчуг был лесничий Гудович, перед Георгиу, он был командиром у партизан, затем он уехал на Стеклозавод и на Ману.
В 1924 году переехала в Рыбное и стали там организовывать Комитет. Затем этот Комитет в колхоз в 1929 году. В 1928 г. ездила на бедняцкую конференцию в г.Ачинск.
Рассказывает Ксения Фёдоровна Сидорова(Живёт в Кемчуге с 1907 года).
Когда расстреляли Георгиу (выстрелили в затылок, пуля вышла из переносицы), приехал работник лесничества, под фамилией Кожан. С ним и уехала семья Георгиу. Кожан и раньше приезжал к Георгиу, любил рыбачить, ходил на рыбалку с жителями посёлка.
Проходили слухи, что про связь Георгиу с партизанами донёс Кузнецов Никита Федотович- купчишка весом был в 9 пудов.
Дом в котором сейчас расположена школа-старое здание построено в 1914 году. Строили его 4 брата из д.Орловка (за Ибрюлем) от начала и как войти в него, даже печи были сделаны.