Основное меню

Поиск по сайту

История деревни Постойка

История деревни Постойка Новочернореченского сельсовета Ачинского района Красноярского края

   Деревню Постойка не на всякой карте увидишь. Чем понравилась деревня первым поселенцам? Остается только предполагать.

   Почему деревня, историю возникновения которой мы хотим рассказать, называется Постойкой? По этому поводу существуют два прямо противоположных мнения. Одни старожилы утверждают, что в начале девятисотых годов дорога от горы Думной ( на Веселой) и до Постойки была для проезда богачей не безопасной (обозы с товарами подкарауливали разбойники). Гора Думная находится в 8 километрах, восточнее Постойки, общую протяженность имеет не менее двух километров. Перед въездом в это возвышенное место нужно было «постоять», пораздуматься, подкормить лошадей, а потом ехать. Отсюда и название деревни Постойка (постой-ка). Это мнение на наш взгляд, являются более достоверным. Потому что этот участок Сибирского тракта в таёжной глухомани представлял собой очень трудный участок для проезжающих. Другие старожилы утверждают, что на краю теперешней Постойки когда-то у тракта стоял постоянный двор, поэтому и деревню, образовавшуюся около этого двора, назвали Постойкой. Это мнение менее достоверно, так как никто из старожилов не может припомнить даже следы этого постоянного двора. И все они утверждают, что на месте Постойки никогда и никакого постоялого двора не было. О том, что первая версия достовернее, говорит и название этой упомянутой горы «Думная». Это же название носит теперь и железнодорожный разъезд - «625-ый километр - Думная» ( сейчас – «Веселая»).

   1905 году прибыла в Сибирь из Могилёвской губернии семья Исачкова Прохора Васильевича. Сначала Исачковы остановились в деревне Грязнушка, а в 1906 году Исачковы перебрались в деревню Постойку. Так в поисках земли приехала в Сибирь в 1908 году семья Петрушеня Василия Яковлевича из Минской губернии. Семья Прокопенко Сергея Антоновича переселилась из Могилёвской губернии в 1909 году. В 1906году в деревне Постойке уже жило шесть семей. Это были семьи:

1.Исачкова Прохора Васильевича.

2.Овсянникова Антона Устиновича

3.Чепикова Игната Васильевича

4.Банахова Владимира Матвеевича

5.Ильенкова Фёдора Ивановича

6.Галаганова Антона Фроловича.

   Приехали крестьяне, осмотрели своё новое место жительства и от удивления ахнули: «Земли то ни клочка!». Кругом непроходимая тайга, лес дремучий. Разве только гари, нередко встречающиеся в тайге, можно «приспособить» под пашни и сенокосные угодья. Попробуй, покорчуй свежий лес голыми руками. Но и назад переселенцам дороги не было: их и там, на родине, в Белоруссии, ждали только голод и нужда. Многие поехали бы обратно в Белоруссию, если бы у них была, хоть малейшая надежда на кусок хлеба. Но такой надежды у себя на родине у переселенцев как раз и не было. Выбирать надо было одно из двух: или с голоду пропадать, или начинать сражаться с вековечной тайгой за каждый клочок земли. И переселенцы самоотверженно вступали в единоборство с вековечной тайгой.

   Первые жители сами жили в шалашах и других примитивных жилищах и одновременно строили четырёхстенные избы (примерно, 3 на 7метров). Мы уже говорили, что на месте теперешней деревни стоял дремучий лес. Жители валили пихту, сосну и на этом же месте строили избы. Плахи на потолок и пол пилили вручную. Крыши домов были сначала из снопов сжатой травы, а потом из соломы. В избах было холодно, так как двойных окон не было ни у кого; двери изб не утеплялись, теплых сеней не было.

   Для строительных целей срубался лес на местах будущих огородов, постепенно выкорчёвывались пни, и таким образом, разрабатывались земли под огороды. Вокруг деревни на небольших гарях стали производить расчистку земель под пашни, а косили там, где только между деревьями можно было пройти с косой. Сенокосилок и конных граблей в этой деревне не было и в помине, да и их негде было и использовать. Гарей было мало, и пахотных земель не хватало. Некоторые мужики на приработанные деньги вынуждены были арендовать клочки пахотных земель у чернореченских богачей. Земли арендовались у грязнушенского переезда, за речкой, в урочищах Погорелова, Колесникова, Ховричева.

   На раскорчёвке постойцы работали с раннего утра до позднего вечера. С работы возвращались не раньше 11-12 часов ночи. Вместе с родителями работали и подростки. Пни выкорчевывали, колодники распиливали, а потом стягивали лошадьми и скидывали в большие кучи, а через год их сжигали. Постойцы ежегодно на своих участках(которые получили название «заимок») производили подлыску осины, которая через год-два высыхала на корню и вывозилась домой на дрова, а это место после уборки и очистки использовалось под сенокос. Орудиями труда на раскорчёвке и расчистке земель были в основном топор, пила и разные палки-рычаги. Каждая семья получила одну заимку поближе к деревне, другую - подальше от деревни.

   Постойцы летом занимались исключительно земледелием. Готовить лес и гари под пашни и сенокосные угодья было исключительно тяжело. Зимой старались прирабатывать денежку: пилили круглый лес. Дрова продавали на станции Чернореченская или возили на рынок в город Ачинск. Жили люди здесь очень бедно, своего хлеба почти ни у кого не хватало. И на приработанные деньги (за лес и дрова) постойцы прикупали хлеб на пропитание. За хлебом нередко ездили в город Ачинск, в Назаровские сёла и даже в город Красноярск. На рынке постойцы продавали яички, употребляли их для питания семьи. Считалось роскошью, если детишкам перепадали яичко или два.

   С десяток семей постойцев занимались наряду с земледелием и пчеловодством. Такие семьи держали по 5-15 ульев. Условия для занятия пчеловодством были самые, что ни есть, подходящие: на гарях шумели моря цветов (особенно коневника). Но мёд продавали и покупали на вырученные деньги опять-таки хлеб. Семьи, занимающиеся пчеловодством, группировались от 2-3 до 6-7 семей, и создавались общие пасеки. Места бывших пасек и сейчас именуются по фамилиям бывших здесь пчеловодов - хозяев пасек(например, «лимановская пасека»).

   О школе, магазине и медицинском пункте в Постойке не могло быть и речи. Поэтому, учиться грамоте здесь было очень трудно, даже в первый класс приходилось малышам (таких смельчаков находилось очень мало) ходить в школу за 5 км. на станцию Чернореченская. За коробкой спичек или фунтом соли приходилось идти постойцам на станцию Чернореченская.

  Если кто заболеет, то лечил его деревенский знахарь-шептун. В больницу на станцию Чернореченская или в город Ачинск обращались в редких случаях.

   На церковное служение деревня Постойка была приписана к Старо - Чернореченской церкви. От жителей церкви требовали аккуратного посещения церкви в праздники и служебные дни.

  Но деревня росла, количество домов в ней медленно, но постепенно увеличивалось. В 1909году в ней насчитывалось уже не менее тридцати домов. Деревню отнесли к Покровской волости Ачинского уезда. Волостное правление управляло деревней через старост. Вот имена некоторых из старост: Поливкин Игнат, Санкевич Фёдор, Банахов Владимир Матвеевич. Старосты носили специальные медали.

По материалам исследовательской  работы «Жила – была деревня …».

 Авторы: Никонова Зоя,  Петрушенко  Сергей.  Руководитель: Пряникова Татьяна Петровна.

  

На  сенокосе

Дрягилев Б. А, первый

председатель колхоза

Петрушеня Ф. В., директор

Постойской восьмилетней школы

 

Павлов В. П., учитель русского языка

и литературы

  Деревенька Постойка маленькая. Здесь одна единственная улица, но  она очень  значимая  для  жителей этой  маленькой  деревеньки. На этой улице  находится  два памятных  места,  обелиск с именами  погибших участников  войны с двумя  стелами  со списком работников  тыла  и дом  с  мемориальной доской, где  жил  участник  Великой  отечественной  войны кавалер  ордена  Ленина, боевого  Красного  знамени  и  Отечественной  войны  I степени Шерстнев Василий Михайлович.

Дом с мемориальной доской, где проживала  семья

Шерстнева Василия Михайловича

Подробнее о Шерстневе Василии Михайловиче можно прочитать по ссылке "Мемориальные доски в честь участников Великой Отечественной войны"

 

Обелиск  в д. Постойка

          

   В  2008 году в деревне Постойка   Людмила Петровна  Галаганова  и Любовь Васильевна  Ашаева   участники  программы «Возрождение  культуры малого села» и  родственницы  участников  войны, обратились с просьбой  об установлении памятного знака  на  территории  Новочернореченского  сельского  Совета,  который бы увековечил  память  земляков, не вернувшихся домой в сорок пятом.

   23  октября 2010  года, на средства, выделенные краевым бюджетом, был установлен обелиск  и  состоялось  открытие  обелиска. На  митинге  присутствовали   жители  деревни, представители  администрации, и школьники  п. Новочернореченский.

   В  год  70-летия Победы состоялось   торжественное  открытие  стел  с именами участников  войны и тружеников тыла, умерших в  послевоенное время. Средства на  изготовление памятных плит были собраны односельчанами, как проживающими в  деревне, так и разъехавшимися в разные  города нашей Родины. 

   Тему создания памятника на Чернореченской  земле, поднял на общем сходе жителей деревни еще в  2006 году Николай Лаврентьевич Мельников. Леонид Николаевич Рябошапко и Александр Сергеевич Поливкин организовали сбор средств на установку памятных стел труженикам тыла и ветеранам, умершим в послевоенные годы. В течение года жителями, родившимися  и выросшими в Постойке, были собраны  средства на изготовление мраморных плит  с высеченными именами тех, кому  посчастливилось вернуться с фронта и труженикам тыла, всем, кто поднимал родную землю из руин. Денежные средства поступали разными суммами, деньги поступали  из  разных городов: Томска, Кемеровской области, Красноярска, Шушенского и других районов. Жительница с. Шушенское Мария Александровна Отрубенко перечислила 10000 рублей. Сбором и учетом денежных  средств занималась Елена Григорьевна  Кирпиченко - очень ответственный и порядочный человек. Она же собирала  информацию о земляках – тружениках тыла  и ветеранах, погибших после войны, благодаря её стараниям была собрана полная информация о героических земляках. 

   Право открыть триптих, было предоставлено труженицам тыла - Марии Ивановне Поливкиной  и  Фаине Силантьевне Лахмаковой.

Ухаживать  за памятником,   поручено  школьникам п. Новочернореченский.

Права на сайт.

© 2020 Козульская ЦБС. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.

Метрика

Яндекс.Метрика