ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Основное меню

Поиск по сайту

Баннеры

 Уважаемые читатели наших страничек! А вы знаете, где проходила железная дорога по поселку Козулька сто лет назад? К сожалению, в архивах нашей библиотеки нет никакой информации на эту тему. Почему возник этот интересный вопрос?... В библиотеку обратилась ученица школы №2, п. Козулька Хорунжий Дарья. Она пишет исследовательскую работу по химии о водоеме, который находится между поселком Козулька и поселком Лазурный. Речь идет и о дамбе, соединяющей эти два поселка. Есть версия, что строительство дамбы связано со строительством железной дороги, и именно по этой дамбе проходила железная дорога через весь поселок Лазурный почти до станции Косачи. Почему дорогу перенесли? Нас тоже заинтересовал этот вопрос, и мы обратились к книгам.

 Под этой дорогой находится водопропускная труба длинной около 25 метров.

 Поскольку мы ищем предполагаемую причину изменения железнодорожного пути через Козульку, то прочитав книгу «По шпалам из века в век» Очерки истории путевого хозяйства Красноярской железной дороги с 1893 по 2021 г. напрашивается вывод, что первую железную дорогу Трансиба, провели через такие места, где была пучина, то есть болотистые места и дорога приходила в негодность. Грунты вспучивались, поднимались над поверхностью. Сибиряки знали ответ почему: зимой происходило воздействие двойного эффекта – перемещение талой воды к уже замерзшей в грунте влаге. Лев Любимов свои исследования грунта опишет в журнале «Инженер»: «Вспучивание деревянных мостов на Сибирской железной дороге». Кстати, из - за перекосов и изгибов рельс и колеи было много крушений поездов. Цитата из книги: «Составы приходилось «дробить», чтобы двойной тягой преодолеть «невыгодности профиля», который предстояло поправить, смягчив крутые уклоны путем срезки и подсыпки земляного полотна»

 Большинство станций расположены на сверх допустимых уклонах, что значительно усложняет их эксплуатацию. Протяженность участков пути, расположенных в кривых, составляет 41,7 процента. Козульская дистанция входит в список самых сложных по содержанию пути в плане и профиле. Ну а так как у нас болотистые места и в сторону Косачей особенно, и напрашивается вывод, что ж/д путь «выпрямили» и перенесли его в сторону. (Реконструкция началась сразу после сдачи сибирских дорог в эксплуатацию)

 Конкретно про нашу дамбу информации не нашлось, есть заметка в газете «Наш Красноярский край» от 11июля 2014г., где в статье «Мост помнит Колчака» говорится: «Неподалеку от станции Чернореченская расположена водопропускная труба, которую сдали в эксплуатацию еще в 1909 году. Труба до сих пор исправно действует. А обслуживают ее по тем самым оригинальным чертежам, что были созданы при строительстве.

voda 1

 

voda 2

voda

                             Фото водопропускной трубы.п. Новочернореченский.

Водопропускная труба, которая находится под дорогой в поселок Лазурный, тоже действующая, и построена в эти же года.

 На отделку искусственных сооружений применялся гранит, залежи которого находились прямо под ногами. Гранит серого цвета с вкраплениями был отличным материалом и хорошо годился для тески камня. Карьеры с гранитом разрабатывались на Малом Кемчуге и в шести верстах от станции Енисей и близ Канска-Енисейского. К концу 1910 года общее число искусственных сооружений – почти полторы тысячи, куда и относились водопропускные трубы в каменном и чугунном исполнении, каменных было в четверо больше. Камень мог служить вечно. По легенде старинные сооружения Трансиба от того такие прочные, что при их возведении использовали куриные яйца. В эти же года строители учились работать с лучшим цементом России- продукцией цементного завода в Саратовской губернии. А какой раствор использован при строительстве нашей Козульской дамбы доподлинно неизвестно, и когда построена наша водопропускная труба, сразу при строительстве временного пути или во время реконструкции, эта информация остается под вопросом по крайней мере для нас. Так, что уважаемые наши читатели мы вам даем информацию для размышления и для ваших исследований.

 О том, в каких тяжелых условиях строилась железная дорога рассказано в статье «Великий Сибирский путь» Светланы Петровой в газете Авангард за 2011 год и в книгах:

  1. Корчин, Валерий Анатольевич. По шпалам из века в век: очерки истории путевого хозяйства Красноярской железной дороги (1893-2011). - Красноярск, 2011.   
  2. Стальное звено Транссиба: 100 лет Красноярской железной дороге, 1899-1999. - Красноярск: Книжное издательство, 1998.

Права на сайт.

© 2024 Козульская ЦБС. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.

Метрика

Яндекс.Метрика