Сибирский тракт – это самая длинная дорога в XVIII веке, которая связала две разные части света. «Во времена, когда не было телефона и телеграфа, поездов и самолетов, самым передовым средством связи и транспорта одновременно являлась обыкновенная лошадь, бегущая по почтовой дороге. Почтовой дорогой в те времена называлась дорога государственного значения, на которой располагались станции, примерно в 30 верстах друг от друга., и по которой осуществлялись перевозки не только писем и посылок, но также пассажиров и разных грузов.» - Такую интересную информацию мы нашли в книге «Семь верст Сибирского пути» авторы Андрей Смородин и Алексей Смородин. Книга посвящена трехсотлетию поселка Емельяново.
Тракт имел очень важное значение для поселков и городов, расположенных на его пути. Можно сказать, он давал им жизнь и играл очень важную роль. В ноябре 1689 года был издан царский указ, который повелевал обустроить путь, соединяющий Москву с Сибирью. Однако строительство тракта затянулось. Еще сорок лет никаких действий предпринято не было. Строительство дороги началось через 40 лет после оглашения царского указа о строительстве тракта, который соединит Москву с Сибирью. Только в апреле 1733 года приступили к строительству по указу Анны Иоанновны. Обустройство Красноярской территории тракта было завершено летом 1734 года.
Сибирский тракт был самой длинной в мире сухопутной дорогой, но это был наиболее короткий путь, связавший восточные поселения России с ее центральной частью. Здесь проходил весь поток торговых перевозок из России в Сибирь, Китай и обратно. Проезжали по тракту люди разного чина и звания: Радищев А.Н., Чернышевский Н.Г., Пржевальский Н.М., Митрополит Московский Иннокентий, Суриков В.И., Великий князь Алексей Александрович., Короленко В.Г., Чехов А.П., Николай II.
Организовать работу на части тракта, проходившей по территории Красноярского уезда, было велено русскому путешественнику Витусу Берингу. Он обязан был по мере движения на Восток назначать станы, обеспечивавшие регулярные почтовые сообщения с центральной частью России зимой и летом. Помощниками Беринга в этом деле были геодезисты Плаутин и Баскаков. По их распоряжению были заложены и поставлены верстовые столбы.
Длина Сибирского тракта, по некоторым подсчетам, была равна 11 тыс. километров. Это четверть расстояния окружности Земли по ее экватору.
Помимо налаживания связей с Китаем и перевозки чая, Сибирский тракт играл для России еще одну важную роль. Без этого сухопутного маршрута невозможно было организовать почтовую службу. И тракт оправдал ожидания правительства. В 1724 году почтовые отправления из Москвы в Тобольск перевозились один раз в месяц, в 1734 году уже еженедельно, а спустя еще два десятка лет – через три – четыре дня. Тракт оживил не только международные, но и внутренние экономические отношения.
Помимо множества почтовых станций через каждые 25-40 верст находились этапы. По маршруту Сибирского тракта проходили тюремные обозы с подводами. В подводах перевозили домашнее имущество заключенных. По всему этапу прошло приблизительно 1,5 млн. заключенных. Для этих целей на всех почтовых станциях были этапные избы, в которых могли отдохнуть пересыльные.
Сибирский тракт требовал определенного обустройства. Для этого вдоль тракта строились населенные пункты. Села и деревни, находящиеся на тракте, имели большую протяженность и находились по обе стороны дороги.
Станы (станции) располагались примерно на расстоянии 65 километров.
На каждой станции возводились необходимые постройки, в том числе избы для ночлега и небольшие зимовья для ямщиков, где содержались подставные лошади, и хранился фураж и где они могли отдохнуть, покормить или при надобности сменить лошадей. Проезжающие могли на станции купить молоко, яйца, "простую горячую пищу", пользоваться самоваром и необходимой посудой по определенной таксе.
Обслуживать тракт было поручено местным жителям, которые выходили по очереди на дежурство. Эта повинность заключалась в том, что крестьянин должен был определенное время отработать на станции в качестве ямщика, используя для этого своих лошадей и свою подводу. Работали подводчики поочередно и сменяли друг друга обычно через семь недель. За свой труд они получали только поверстные деньги и плату за фураж. В первое время плата составляла одну копейку за версту пути зимой и полкопейки летом. Деньги на зарплату ямщикам шли из денежных сборов, которые собирались с тех же самых крестьян. Крестьянские подати, связанные с трактом, были многочисленными. Нужно было отдельно платить на содержание почтовых домов, этапов, дорожного полотна, мостов, перевозов и ямщиков. Сельские общества платили в среднем по 250 рублей.
Поселки Козульского района такие как, деревня Старая Черная, деревня Старая Козулька и Большой Кемчуг находились вдоль старого Московского – Сибирского тракта. В 1863 году плата за проезд между почтовыми станциями по тракту составляла:
Московско-Сибирский тракт был основным транспортным звеном, соединявшим Запад России с Сибирью и Дальним Востоком до момента открытия Транссибирской магистрали во второй половине 90-х гг. XIX века.
Используемая литература:
1.Смородин, А. .А., Смородин А.К.
Семь верст Сибирского пути: триста лет поселку Емельяново, 1700-2000 / А. .А. Смородин., А.К. Смородин.- Красноярск : Красноярское кн. изд-во, 2000. - 255 с.: ил
2.Быконя Г.Ф.Заселение русскими Приенисейского края в XVIII в.: монография / Краснояр.гос. пед. Ун-т им. В.П.Астафьева, 2-е изд., доп., осуществленное по первой авт. Редакции.-Красноярск,2013.
3..Васильев, А. Н. История отечественной почты.- 2-е изд, перераб, доп. / А. Н. Васильев. - М. : Радио и связь, 1990. - 312 с. : с ил.
4.Интернет ресурсы: