ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Основное меню

Поиск по сайту

Баннеры

 Альбрехт Эльвира Филипповна родилась в селе Антон Саратовской области, фамилия по родителям-Освальд. Когда была маленькая, жила в Поволжье. По рассказам матери они жили хорошо, имели работу и свой дом. Когда ей было три года, ее с матерью, старшим братом и сестрой выселили в Сибирь, в Красноярский край, в село Рыбное, потом они переехали в деревню Мальфино. Жили на скотном дворе, чтобы ночью не замерзнуть спали на крышке большого котла, которым отапливали эти помещения. Вначале за еду отдавали то немногое, что смогли взять с собой, а когда и это кончилось - побирались у местных жителей. Мама отдала за ведро картошки свое золотое кольцо, младшая сестра умерла в 2 года от голода.

 Когда Эльвире Филипповне исполнилось 10 лет, им дали жилье в Марьинке (6 км от Малфьино), одно на пять семей. Там она и пошла впервые в школу, закончила четыре класса. Учиться было некогда, да и одежды не было, осталось только то, что привезли с Поволжья. Приходилось зарабатывать собственным трудом на жизнь. Семья еле сводила концы с концами, часто приходилось засыпать голодными.

 С 10 лет зимой Эльвира Филипповна работала нянькой у местных жителей. Летом полола поля с пшеницей, ячменем, вязала снопы. Работали с лобогрейкой, устройством похожим на косилку. Впереди шла лошадь с лобогрейкой, а они шли следом и вязали снопы.

 По вечерам она с другими детьми бегала на поля, и собирала опавшие колоски. Эти колоски все равно бы сгнили на земле, но им не разрешалось присваивать государственную собственность. И поэтому их считали ворами. Попавшихся жестоко били и забирали все, что они насобирали. (У Эльвиры Филипповны и сейчас выступают слезы на глазах при разговоре про этот факт из ее жизни). Если им все же везло, и они приносили домой свою «добычу», то для семьи это было большой радостью. Они молотили зерна на специальной небольшой ручной мельнице и получали одну – две горстки муки, из которой можно было что-нибудь испечь. А так питались очень плохо, мать пекла сушки изо льна только по большим праздникам. Лен толкли в ступе.

 С возвращением отца Эльвиры Филипповны, им стало жить легче. Ее отец был на лесосплаве в Решетах несколько лет. В этот концлагерь его забрали сразу после приезда в Сибирь и использовали как дешевую рабочую силу.

 Вернулся он как скелет, весь во вшах. Лохмотья, которые на нем остались, мать сожгла сразу в печке. Был очень истощен и болен. Но все же он выжил, пошел работать конюхом, а потом 15 лет проработал пастухом. За хорошую работу ему дали «еле живую» корову. Она была их главным богатством, держали ее в сенцах, так как не было стайки. Корова и спасла их от беспощадного голода. Каждый месяц семье все-таки приходилось платить натуральный оброк.

 Эльвира Филипповна говорит, что Гитлера они не поддерживали, вначале даже толком не знали, кто он такой. Ее отец поддерживал коммунистов, конечно, до репрессий, видел Ленина и Сталина. Были предатели, жившие намного лучше, на них и осталась злость.

 У Эльвиры Филипповны осталась обида на то, что в жизни почти ничего хорошего не видела. На танцы ходила в кирзовых сапогах и рогожей юбке. Ее оскорбляет отношение некоторых людей. Еще в детстве у нее был случай, когда ее обижали мальчишки, она заплакала, а учитель сказал: «Вас, фашистов, вообще надо убивать!». Пенсионеров порой укоряли за льготы. «Сильно много репрессированных развелось!» - так сказал кассир на Козульском железнодорожном вокзале, когда Эльвира Филипповна спросила, почему ей продали билет за полную стоимость. Это ее возмущает: «Зачем реабилитировали? Зачем показуху сделали? Каждый пальцем тычет - льготница. Я никому такого не желаю! Современное поколение в таких условиях, как мы жили, не выжило бы и недели!» Но уже несколько лет, ежегодно проводятся сотрудниками социального обеспечения собрания и концерты для репрессированных. Несомненно, это внимание сказывается положительно на психологическом состоянии репрессированных.

 Ее брат, Освальд Виктор Филиппович уехал со всей его семьей (11 человек) в Германию на постоянное место жительства. Туда же уехали ее двоюродные сестры. Им там очень нравится, через две недели им выделили отдельные обустроенные квартиры с телефоном. Все дети устроились на хорошо оплачиваемую работу, внуки учат немецкий язык. Они очень довольны и не хотят возвращаться в Россию. Немцам здесь не нравятся пьянство и грязь. Брат получал большую пенсию и присылал дорогие подарки, звал Эльвиру Филипповну в Германию. Но она не хотела туда ехать, потому, что здесь все ее дети и внуки, также ей не позволяет здоровье.

 В беседе с Еленой, которая делала эту работу Эльвира Филипповна дала наказы:
относиться ко всему бережно и экономно;
беречь учителей, труд которых не оценен еще обществом.

 И в этот работе есть такая фраза, которая трогает сердце: «Я подумала: "Как такая маленькая, хрупкая женщина, могла все пережить, вынести унижения и трудности и сохранить в себе все человеческие качества?"».

Из воспоминаний Альбрехт Эльвиры Филипповны.


  В статье использован материал из ученической работы  Елены Кривоносовой (11 класс Козульская средняя школа №2)

Права на сайт.

© 2024 Козульская ЦБС. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.

Метрика

Яндекс.Метрика