Советский и российский писатель,сценарист, драматург и актер.
Аркадий Вайнер родился 13 января 1931 года в Москве.
Его отец был родом из небольшого местечка недалеко от Одессы, имел образования всего один класс
и толком не умел читать и писать.
Позже книги его сыновей отцу вслух читала мать, которая была образованной и интеллигентной женщиной. Окончил музыкальную школу по классу аккордеона, прекрасно пел. В юности активно занимался спортом. Мастер спорта по вольной борьбе. После окончания школы поступил в Московский авиационный институт, в котором проучился один год. Затем перевелся на юрфак МГУ. В 1953 году окончил юридический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Работал следователем МУРа в 21-м отделении милиции в милиции, позже - начальником следственного отдела. Член КПСС с 1957 года.
Как рассказывала дочь Аркадия Вайнера Наталья Дарьялова, его трижды пытались исключить из партии, когда он переходил дорогу важным людям. Во время работы в МУРе у него постоянно были конфликты из-за чрезмерной принципиальности. Он расследовал самые разные дела - от крупных хищений до убийств, всегда доводил их до справедливого завершения - приговора. Ему не раз пытались давать взятки, случалось, что и угрожали. Писать начал в конце 1960-х вместе с братом Георгием. Член Союза писателей СССР с 1971 года. О манере написания книг братьями Вайнерами рассказывала Наталья Дарьялова. Подготовку произведения они записывали на магнитофон, когда обсуждали детали сюжета. Много спорил, иногда на повышенных тонах. Вайнеры работали очень много, чаще всего - ночью, выкуривая блоки сигарет и выпивая литры кофе. Братья по характеру были очень разными, но их жизненные принципы и понимание людей у них было схожим. Аркадий Александрович прекрасно выстраивал сюжет, придумывал повороты, а Георгий Александрович «вышивал» писательское полотно. Они друг друга гармонично дополняли.
Ряд сюжетов Аркадий Александрович позаимствовал из своей практики в МУРе. Широкую известность им принес сценарий к фильму «Место встречи изменить нельзя» режиссера Станислава Говорухина, в основу которого легла их повесть «Эра милосердия». Инициатором съемок фильма был актер Владимир Высоцкий, с которым братья Вайнеры как-то встретились в ЦДЛ и подарили ему свою книгу «Эра милосердия».
Дочь писателя Наталья Дарьялова расскаывала: "На следующее утро в нашу дверь позвонили, папа пошел открывать и увидел на пороге Высоцкого, чему очень удивился, - друзьями они тогда еще не были. Прямо с порога гость заявил: «Я за ночь прочитал роман и очень хочу сыграть Жеглова». Надо было папу знать - он стал Высоцкого подначивать: «А почему ты решил, что эта роль - для тебя?». Володя давай горячо рассказывать, как замечательно сыграет. Тогда папа засмеялся и сказал: «Да мы и сами знаем, что это твое». Они стали друзьями, Володя часто у нас бывал - и с Мариной Влади, и с ее сыном. Пел новые песни, а две из них посвятил лично Вайнерам". Высоцкий познакомил Вайнеров с Говорухиным.
В ходе съемок у братьев был конфликт с Говорухиным из-за Владимира Конкина. В их книге Шарапов - крепкий деревенский парень, широкоплечий, сильный, мужественный. У Конкина ни в его внешности, ни в актерской манере с настоящим Шараповым не было ничего общего. Вайнеры, которым образ Шарапова был очень дорог, переживали и поначалу даже отказались указывать в титрах фильма свою фамилию. Но потом помирились с Говорухиным и дружили всю жизнь. Должно было появиться продолжение фильма «Место встречи изменить нельзя», Вайнеры собирались писать сценарий, но из-за смерти Высоцкого идея реализована не была - братья в роли Жеглова не могли представить никого другого.
Также у читателей большую популярность завоевали книги братьев Вайнеров «Часы для мистера Келли», «Ощупью в полдень», «Лекарство против страха», «Гонки по вертикали», «Визит к Минотавру», «Город принял!», «Объезжайте на дорогах сбитых кошек и собак», «Телеграмма с того света». Многие из них были экранизированы.
Общий тираж их совместных с братом романов к концу 1980-х годов превысил 1 миллион экземпляров. Сами братья Вайнеры своим самым значимым произведением считали роман «Петля и камень в зеленой траве», который вышел в 1991 году. В нем была поднята тема гонений еврейского народа в сталинские времена. Книга вызвала огромный резонанс на Западе. Член Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Вместе с дочерью Натальей Дарьяловой был основателем и владельцем телеканала «Дарьял-ТВ» (ДТВ). Президент Международного фестиваля детективного кино. Кавалер Ордена Дружбы (9 марта 1996). В апреле 2005 года Аркадий Вайнер фактически сбежал из больницы, чтобы открыть VII Международный фестиваль детективных фильмов «DetectiveFEST». Выступая со сцены, он сказал: «Задача фестиваля - воспитать уважение к закону, через уважение к закону воспитать уважение друг к другу и к самому себе, то есть то, что описывается словом "достоинство"».
На следующий день Аркадия Вайнера не стало. Умер 24 апреля 2005 года в Москве. Похоронен на Востряковском кладбище в Москве.
Личная жизнь Аркадия Вайнера: Жена - Софья Львовна Дарьялова, доктор медицинских наук, лауреат Государственной премии, профессор Московского научно-исследовательского онкологического института им. П.А. Герцена.
Дочь - Наталья Дарьялова, журналистка, телеведущая, психолог, экс-глава телеканала «Дарьял-ТВ».
Аркадий Вайнер с женой и дочерью
Аркадий Вайнер и дочь Наталья